Источник фото: Tomsk.ru
Подкасты

WoodTomsk: история одного дома. Дом с драконами

10:00 / 15.10.19
13526

Дом построили в 1917 году для учителя Быстржицкого. Автор проекта — томский архитектор Викентий Оржешко.

Мы в социальных сетях:

Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре.

Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект. Портал Tomsk.ru в 40 выпусках проекта WoodTomsk расскажет о культовых домах Томска: у каждого здания — своя история и душа. У нас вы сможете прочитать их историю, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть томские кружева в уникальных скетчах художника. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.

 

Слушать подкаст:

WoodTomsk: история одного дома. Дом с драконами

WoodTomsk: дом на улице Красноармейской, 68

Как все начиналось?

Дом построили в 1917 году для учителя Быстржицкого. Автор проекта — томский архитектор Викентий Оржешко.

Здание — нетипичный пример даже для модерна. Главные его детали – драконы или лошади на крыше. Томичи часто называют его «дом с драконами». Существуют две версии, по одной – образом дома послужила норвежская церковь в Боргунне, старейшая каркасная церковь. Другая версия предполагает, что архитектор, знакомый с китайской культурой, запечатлел на здании год дракона, в который был основан Томск, так как старался успеть к 300-летию города.

Сотрудники Музея деревянного зодчества отмечают, что драконьи головы на крыше могут говорить и о желании архитектора возвести «польский замок» для врача родом из этой страны. Оржешко также имеет польские корни.

— Символ дракона сложный и трактуется неоднозначно, — рассказала главный хранитель Томского областного художественного музея Надежда Боровинских. — Мы очень удивились, когда на наличниках в нашем собрании среди растительного орнамента увидели очертания этих фантастических животных. Если говорить о европейской трактовке дракона, то это символ очень воинственный, часто изображался на штандартах рыцарей, королевских войск, идущих в поход. В восточных странах он очень почитается, поскольку считается, что дракон нашел напиток бессмертия и подарил его людям. У дракона есть еще одна задача – охранять и преумножать богатства. Изображение дракона мы нашли на наличниках купеческих домов Томска. Очень удивительны изображения драконов на доме, который построил Оржешко на бывшей Солдатской, поскольку этот дом не предназначался для человека торгового. Может быть, этот знак выступает здесь как символ свободы, символ вольности, потому что Польша всегда отличалась постоянной борьбой за свою независимость.

WoodTomsk: история одного дома. Дом с драконами

Главные эпохи здания: все-таки драконы или лошади?

В 1974 году дом с драконами попал в список памятников архитектуры. Масштабная реставрация проводилась в 1981 году. В это же время создали выход с крыльцом на Красноармейскую.

Здание многое потеряло со временем: голубую краску наличников и досок, элементы декора, деревянные окна заменили на пластиковые.

Сотрудники Музея деревянного зодчества обнаружили драконов также и на других томских домах: Розы Люксембург, 22; Татарская, 9, и Татарская, 46.

WoodTomsk: история одного дома. Дом с драконами

В книге «Деревянная архитектура Томска» за 1987 год дом описали: «Одним из наиболее характерных качеств модерна является особое отношение к материалу, подчеркивание его эстетической сущности. Мастера, работавшие в этом стиле, отрицая стилеобразующие системы, питавшие барокко, классицизм и во много эклектику, отказываются от пышной резной орнаментики, определявший архитектурный образ деревянных зданий, непосредственно предшествовавших модерну. Резные элементы присутствуют лишь там, где они отвечают конструктивной логике сооружения. И вместе с тем, возводя утилитарность в ранг художественного, мастера модерна не отказываются от чисто изобразительных средств, вводя в архитектуру стилизованные изображения рыб, птиц, животных. Примечательно, что эти изобразительные мотивы, входя в канву композиционных средств архитектурных памятников модерна, черпаются не из античных и классических образцов, а из местных традиций, а также североевропейской средневековой архитектуры. Наиболее ярко эта тенденция прослеживается в творчестве томского художника-архитектора В. Ф. Оржешко и особенно — в построенном по его проекту доме на Красноармейской улице, 68. Акротерии в виде стилизованных лошадиных голов, завершающих коньки кровли, имеют прямой аналог – широко известную деревянную церковь в Боргунне (Норвегия, около 1150 г.)».

WoodTomsk: история одного дома. Дом с драконами

Модерн того времени: Викентий Оржешко

Будущий архитектор родился в семье польского дворянина, ссыльного участника польского восстания 1863 года, врача Флорентина Оржешко и дочери томского врача Люции Поцолуевской. Архитектор крещен в томском католическом костеле.

Учился в Алексеевском реальном училище в Томске, брал уроки рисования у известных художников Александра Мако и Павла Кошарова. Под их влиянием он серьезно увлекся рисованием.

— Оржешко — томич, вместе с Шиловском учился в реальном училище, — рассказала Tomsk.ru сотрудница Томского областного художественного музея Людмила Исаева. — Они были выпускниками Тюменцева. Он считался очень активным преподавателем: шахматные кружки организовывал, все время был со студентами. На фотографиях он всегда среди  учеников. Многие из его выпускников стали талантливыми и знаменитыми людьми. Преподавателем рисования был первый профессиональный сибирский художник Кошаров, сам выпускник академии. Он многих талантливых учеников отправлял на ежегодные  смотры общества любителей художеств. В числе прочих были работы Оржешко, Шиловского. Для молодых людей было предопределено, что они будут учиться в высшем художественном училище.

WoodTomsk: история одного дома. Дом с драконами
WoodTomsk: история одного дома. Дом с драконами
WoodTomsk: история одного дома. Дом с драконами
WoodTomsk: история одного дома. Дом с драконами

После реального училища в 1895 году будущий архитектор поступил в художественное училище в Петербурге на архитектурное отделение. В 1902 году вернулся в Томск, где занялся частной практикой.

С 1905 года преподавал в технологическом институте. В 1907 году был направлен в творческую командировку с Андреем Дмитриевичем Крячковым, посетил Италию, Германию, Францию. Именно после этой поездки в творчестве обоих архитекторов стали наблюдать тяготение к модерну.

— Оржешко много работал в тандеме с Андреем Крячковым, — рассказала Людмила Исаева. — В конкурсах по всей России они участвовали вместе. Как правило, делали парные проекты, защищали их. Поездка за границу сыграла огромную роль, они хорошо подружились. Часто Оржешко бывал в гостях у Андрея Крячкова. С удовольствием, наверное, ел пироги Любови Владимировны (жены Крячкова. — Прим.ред.).

Викентий Оржешко занимал в Томске разные должности: был членом комитета по благоустройству Томска, гласным городской Думы, организатором Томского общества любителей художеств. В 1914 году архитектор уехал на службу в Могилёв, там его следы потерялись.

— Когда Оржешко вернулся из академии в Томск, его первым строением была часовня старца Феодора в Томске, — рассказывает сотрудница музея. — Получает первый же свой заказ на территории Алексеевского мужского монастыря. Часовня была великолепная, ее описывали многие современники.

Позже архитектор построил каменную типографию «Сибирского товарищества печатного дела» и завод торгового дома купца Голованова.

В 1907 году Оржешко исполняет обязанности городского архитектора. В 1911-м строит собственный особняк на Белинского, 23. Сейчас здание реставрируют. Работы из-за проблем с собственником затянулись почти на десять лет.

WoodTomsk: история одного дома. Дом с драконами

Назад в будущее: что сегодня есть в доме с драконами?

Сотрудники Музея деревянного зодчества отмечают, что Оржешко оставил немало архитектурного наследия городу, больше чем Андрей Крячков. К культовым творениям Оржешко, кроме дома с драконами, они относят дом со шпилем на Кузнецова, 17, и Дом охотника на Гагарина, 42.

Сейчас в доме располагается Центр медицинской профилактики и городской Центр поддержки грудного вскармливания.


«Покажите мне самое сердце Томска», — однажды сказал один из гостей города.

Мы задумались и поняли, что сердце нашего города — большое, оно уютно раскинулось по разным его уголкам, и имя ему — деревянное зодчество. В проекте WoodTomsk мы рассказываем о 40 архитектурных объектах Томска деревянного. У каждого из них своя история, своя душа. Это первый проект, где на одной площадке вы сможете прочитать, послушать и посмотреть томские кружева сквозь объектив фотографа и рисунки художника. Это — атмосфера города. Это — Томск.

Все выпуски нашего спецпроекта вы можете найти здесь.