Интересное

«Особенные» дети в Томске: малыш с нарушениями не остается один

12:24 / 29.10.19
2639
Мы в социальных сетях:

Пожалуй, каждый ребенок с особыми возможностями здоровья хотел бы стать «как все» и не уступать сверстникам в своих достижениях и ощущении успешности. Для этого в Томске налажена целая система работы с ребятишками, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также с их родителями.

По словам директора «Центра поддержки людей с нарушенным слухом «Созвучие» Анны Попелло, самая комфортная история для внутреннего самоощущения «особенных» детей — когда ребенок с нарушенным слухом рождается в глухой семье. Он с самого рождения ничем не отличается от остальных, общается с родителями на жестовом языке, и им троим хорошо вместе. Если ребенок приходит в слышащую семью — это всегда боль. Посыл родителей «ты будешь как все» подразумевает, что сейчас с ним что-то не так. Когда они считают, что ребенка нужно встраивать только в слышащий социум, отказываются от жестового языка и школы для глухих, то малыш  остается в этом мире один.

«Прекрасно помню свои ощущения в детстве: на перемене я уходила как можно дальше, чтобы не возникало даже повода для общения с одноклассниками. Было страшно — вдруг с тобой заговорят, а ты не поймешь», — вспоминает Анна.

«Мы не ожидали такого результата»

Однако в Томске вот уже несколько лет ведется планомерная работа с «особенными» детьми. В частности, уже три года «Созвучие» сотрудничает с центром «Планирование карьеры» (ЦПК). Дети и родители приходят в учреждение на мастер-классы. Также воспитанники интерната для глухих № 33 дважды в неделю приезжают в центр на курс профориентации «Навигатор профессий», мехатронику, робототехнику и 3D-проектирование.

Кроме того, все это время на каждой лагерной смене центра «Солнечный», действующего на базе ЦПК, собирают отряд из глухих и слабослышащих школьников. К ним приглашают глухих людей, добившихся определенных высот в профессии. Допустим, с ребятами уже общались швея и флорист.

Для того, чтобы дети не чувствовали себя ущемленными, под них адаптируют образовательную и развлекательную составляющие смены. Во время концерта в честь открытия преподаватели отряда дублируют происходящее на сцене на жестовом языке. Аналогично поступают и на музыкальных конкурсах.

«У нас были случаи, когда глухие дети ставили музыкальные номера с использованием жестов. Мы не ожидали такого результата: дети без инвалидности на сменах сами проявляли инициативу, хотели обучиться жестовому языку и пообщаться со своими сверстниками. Честно говоря, были готовы к тому, что ребята, наоборот, будут смеяться над глухими», — комментирует замруководителя центра «Солнечный» Софья Диль.«Особенные» дети в Томске: малыш с нарушениями не остается один

Проверенная годами методика

Дети-инвалиды не обижены и занятиями в дополнительном образовании. Их проводят по годами выверенным и отработанным инклюзивным программам.

На постоянной основе работает с ними томский «Хобби-центр». В учреждении занимаются более ста таких ребятишек. Еще в нем налажена так называемая служба ранней помощи. В нее родители с детьми  либо обращаются самостоятельно, либо их направляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Не обязательно речь идет об инвалидности: в центр обращаются семьи, когда понимают, что в развитии ребенка что-то идет не так. Специалисты принимают детей с самого раннего возраста.

Есть среди воспитанников «Хобби-центра» слабослышащий ребенок, который уже несколько лет занимается бальными танцами и занимает побеждает на соревнованиях.

«Как правило, успехи детей-инвалидов состоят не в том, чтобы занимать призовые места, а в том, чтобы наравне со сверстниками осваивать те же самые образовательные программы. В работе с ними нет педагогических секретов: сформирован алгоритм действий службы ранней помощи, его разработали в Санкт-Петербурге еще 10-15 лет назад. Начиная с индивидуальных занятий, мы постепенно внедряем ребенка в коллектив с обычными детьми», — поясняет директор  учреждения Томского Хобби-центра Людмила Дубровина.

«Наша задача — создать равные возможности для томичей начиная с самого раннего возраста, независимо от состояния их здоровья.  «Особенные» дети должны наравне со всеми получать качественное образование, в том числе дополнительное, иметь возможность посещать кружки и отдыхать в оздоровительных лагерях. Работа в этом направлении ведется постоянно», — прокомментировал ситуацию с образованием и досугом «особенных» юных томичей мэр Томска Иван Кляйн.

Фото: портал Открытые НКО, Tomsk.ru, pixabay.com/cherylholt