Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Авторские материалы

О Дуде и проблемах местной журналистики: разговор с Андреем Лошаком

17:09 / 24.11.19
7877
Мы в социальных сетях:

Вчера в Томске в рамках информационно-просветительского проекта «The Earth Is Flat — Как читать медиа?» состоялась встреча с известным российским журналистом и документалистом Андреем Лошаком. Здесь он представил свой новый сериал «Холивар. История Рунета», о котором и пообщался впоследствии с аудиторией. Tomsk.ru удалось поговорить с Андреем и взять у него небольшое интервью, в котором речь зашла о проблемах региональной журналистики, смене инструментов трансляции и важности Юрия Дудя.

О Дуде и проблемах местной журналистики: разговор с Андреем Лошаком

Хотелось бы поговорить о том, как вы видите современные медиа. Сейчас социальные сети, новостные порталы, интернет-телевидение — все это перемешалось. Что такое медиа на сегодняшний день?

Андрей: Не знаю, мне кажется, что жанры все равно остались. Поменялись площадки и способ доставки контента, но сам месседж остается тем же. Прекрасный пример этого — успех Юрия Дудя, которого можно полноправно называть президентом российского Ютуба, он реально сделал всех. Но что делает Дудь такого, чего когда-то не делали на российском телевидении? Это просто классные интервью, очень традиционный жанр. Но на российском телевидении не было интервьюера, который бы умел так классно разговаривать с людьми. Кроме Познера, но это уже отдельная фигура, которая давлеет над другими своим авторитетом и историей, это уже скорее памятник, отдельный персонаж. Но мне неинтересно смотреть интервью с Познером, а Дудь — это мальчик из ниоткуда, свой в доску, пришел и начал разговаривать, сделав отличный проект.

О Дуде и проблемах местной журналистики: разговор с Андреем Лошаком

Это даже больше похоже на некую идеологическую интервенцию. Учитывая, что федеральные каналы полностью находятся под контролем государства и транслируют суперреакционную государственную идеологию, появляется чувак, который сумел перехитрить эти медиа, смог привлечь те же миллионы людей, но с другими идеями. Он дал площадку этим людям. Здорово, что главный инфлюенсер в Ютубе — это нормальный человек не с людоедскими взглядами. Это внушает большую надежду.

Есть мнение, что журналистика и инструменты ее трансляции немного разошлись, и она больше не служит тем целям, что закладывались в нее изначально. Так ли это?

А: Ну как же не служит? Если говорить о людях, которые работают на федеральных каналах, то да, они занимаются не журналистикой. Они и сами не отрицают, что занимаются пропагандой. У них есть для этого какие-то оправдания, объяснения, которые для них могут звучать логично, но объективно они представляют одну точку зрения. Они служат, как говорил Парфенов, теперь это не журналисты, а чиновники, они подчиняются каким-то командам сверху. Но я нахожусь в жюри премии «Профессия — журналист», которую делает «Открытая Россия», и считаю, что дело это очень благое. Мы каждый год выбираем из кучи материалов, которых все больше, и они все лучше. Например, в номинации «Расследование» или «Репортаж» происходит жесткое рубилово, потому что очень много хороших материалов и проектов, где они выходят. Поэтому говорить о том, что журналистика умерла в России — это точно преждевременно.

О Дуде и проблемах местной журналистики: разговор с Андреем Лошаком

Поскольку мы сейчас в Томске, то какие главные проблемы региональной журналистики можно выявить?

А: Мне кажется, что проблемы локальной журналистики такие же, как и в стране. Может быть менее глобальные. Мы остаемся провинцией. Даже столичные журналисты не получают Пулитцеровские премии, почему по нашим расследованиям Голливуд не снимает фильмы? Мы очень ограничены, у нас есть какое-то провинциальное сознание, из-за которого мы замыкаемся на своих локальных проблемах. И их очень много, поэтому понять, о чем там говорит Грета Тунберг для нас очень сложно. Какое глобальное потепление, если у нас тут из-под носа воруют и закрывают интернет? Наша главная проблема — невозможность мыслить глобально, несмотря на то, что мы такая огромная страна. Мы очень местечковые, оторваны от глобальных процессов.

О Дуде и проблемах местной журналистики: разговор с Андреем Лошаком

Даже представляя свой проект в Каннах (сериал «Холивар. История Рунета», — прим. ред.), показав пятую серию, я чувствовал, что иностранцы плывут, потому что слишком внутренний контекст. То же самое и с региональной прессой, она замкнута в очень суженном кругу интересов. Хотя, на самом деле, написать и сделать круто можно буквально обо всем. Проблема лишь в провинциальности.

Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте и узнавайте самые актуальные новости Tomsk.ru в соцсетях.