Группа депутатов из разных фракций внесла в Госдуму новый законопроект с изменениями в ОСАГО. Документ заменил собой правительственный  законопроект на ту же тему, который обсуждался и корректировался много месяцев и был снят с рассмотрения в первом чтении Госдумой накануне 15 октября.

Остановка в рассмотрении поправок в ОСАГО казалась неожиданной, предлагаемые законодательные изменения уже были согласованы Минфином с Банком России, страховщиками и профильным комитетом Госдумы. Принципиально с идеей дальнейшего проведения реформы и индивидуализации тарифов соглашались все стороны. Однако ряд конкретных положений законопроекта вызвали у экспертов опасения, что они приведут в будущем к росту тарифов ОСАГО. 

Так, по оценкам актуариев, пересмотра тарифов (рост примерно на 23 %) потребовала бы поправка об увеличении выплат в ОСАГО за вред жизни и здоровью с нынешнего уровня в 500 тыс. рублей в 4 раза – до 2 млн рублей. Хотя именно она в наибольшей степени защищала интересы потребителей с точки зрения объема урегулирования ущерба пострадавшим в ДТП, на отмене расширения страхового покрытия настояли те, кто опасался роста страховых премий в ОСАГО. 

Еще сильнее на тарифах ОСАГО могла сказаться предложенная правительством отмена территориального коэффициента при расчете премии по полису (до 40% ожидался рост средних показателей тарифов в ОСАГО после отмены коэффициента территории преимущественного использования автомобиля).

Чтобы избежать существенного роста тарифов и продолжить реформу был избран альтернативный путь. Вместо правительственного законопроекта в Госдуму был внесен депутатский проект поправок в ОСАГО, из которого 2 вышеупомянутые статьи оказались полностью исключены. Документ вносился группой авторов, представлявших различные фракции в Госдуме, пояснил СМИ глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Консолидированная позиция стала возможной после многочисленных консультаций с представителями разных фракций и госструктур. Оформленный в новой конфигурации законопроект  не должен привести к росту тарифов в ОСАГО, считают разработчики поправок.

Обращает на себя внимание и тот факт, что из нового проекта полностью исчезли статьи, которые в правительственной версии поправок были связаны с определением порядка поэтапного расширения тарифного коридора в «автогражданке». Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, «согласно новым поправкам депутатов,  порядок использования тарифного коридора в установленных пределах в ОСАГО остается за регулятором».

В частности, в новом законопроекте до конца 2020 года приостанавливается действие положения закона об ОСАГО, которое не позволяет ЦБ пересматривать предельные размеры базовых ставок страховых тарифов  и коэффициентов страховых тарифов чаще одного раза в год. Одновременно поправки закрепляют контроль ЦБ за практикой установления страховщиками тарифов по ОСАГО.

Новыми изменениями депутатов расширено право страховщиков «самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством». Это означает, что при определении цены полиса ОСАГО страховщики получат право учитывать  наличие у водителей  неоднократных административных наказаний за грубые нарушения правил дорожного движения (ПДД). Страховщики смогут учитывать такие факторы, как «неоднократное в течение года привлечение к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика», либо «превышение установленной скорости движения авто на величину более 60 км в час», «выезд на встречную полосу», либо привлечение к административной ответственности «за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения», приводятся примеры авторами документа.

Новый законопроект уточняет также порядок возврата страховой премии или ее части в случаях, предусмотренных правилами ОСАГО. При просрочке возврата, согласно поправкам, страховщик уплачивает страхователю - физическому лицу неустойку (пеню) в размере одного процента за каждый день просрочки, но не более всей суммы подлежащей возврату.

Страховщикам ОСАГО новые поправки обеспечат «возможность присутствия при самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизе» поврежденного автомобиля. Документ «устанавливает обязанность информирования потерпевшим страховщика о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы», отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Глава РСА Игорь Юргенс назвал важным шагом появление депутатского законопроекта с изменениями в закон об ОСАГО, поскольку «даже при более консервативных подходах к проведению реформы в ОСАГО принципиальный курс ее не меняется». «Мы продолжаем двигаться по пути индивидуализации тарифов в ОСАГО», - убежден он.

Реформа по дальнейшей индивидуализации тарифов в ОСАГО востребована обществом, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на пленарном заседании Госдумы РФ в день внесения депутатского законопроекта с поправками в ОСАГО 19 ноября. Глава ЦБ попросила депутатов продолжать двигаться по пути либерализации законодательства об «автогражданке».

«На декабрь намечены парламентские слушания, мы готовы представить нашу позицию. Мы считаем, что надо двигаться дальше, есть спорные вопросы, какие-то из них можно отложить. Индивидуализация тарифов востребована обществом, в том числе, когда аккуратный водитель не платит за неаккуратного. Мы видим, что индивидуализация тарифов идет на пользу гражданам и страховым компаниям, способствует сбалансированности страховой отрасли. Я бы очень просила вас двигаться дальше при понимании того, что уже большой путь пройден», - сказала Эльвира Набиуллина.

Слушания в Госдуме по теме предстоящих изменений в закон об «автогражданке», намечены на 5 декабря. Глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, говоря журналистам о возможных сроках принятия депутатского законопроекта с поправками в ОСАГО, отметил, что вынесение его на первое чтение возможно в декабре 2019 года. Срок вступления в силу поправок, согласно документу, через 90 дней после официального опубликования.

Авторы: Евгений Уфимцев, Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА)