Авторские материалы

Что, если не авто?

16:34 / 26.03.13
7660

«Пробки, выхлопные газы, расходы на обслуживание, ремонт, страховку, заставленные дворы!..» – кто-то в очередной раз пытается доказать автомобилистам, что зря они так вцепились в свои рули.

Мы в социальных сетях:

 

«Пробки, выхлопные газы, расходы на обслуживание, ремонт, страховку, заставленные дворы!..» – кто-то в очередной раз пытается доказать автомобилистам, что зря они так вцепились в свои рули. А те в ответ: «Мерзнуть на остановке? Стоять в набитом автобусе? Слушать любимую музыку водителя маршрутки? Детскую коляску кое-как втиснуть в толпу и проход ею перегородить? Или, может, таксиста за поездку в соседний район и обратно двумя сотнями награждать? И даже больше, если ты долго собирался, а он придумал штраф за ожидание… Отделочных материалов на другом конце города набрав, грузовичок вызывать и ждать? С танцев-фитнеса-качалки поздним вечером пешком по неосвещаемым улицам возвращаться? НЕТ!»

 

Аргументов в пользу личного автомобиля, по существу, два: удобство и независимость. Этого данный вариант повседневного передвижения дает значительно больше, чем любой другой. Зато он сильно проигрывает в доступности: прежде чем счастливо ездить на собственной машине, нужно на нее заработать (а это не три копейки), обучиться вождению (и это стоит денег, а для многих обучающихся также сил и нервов), стать уверенным водителем. На чем остается ездить тем, кто не может или не хочет преодолевать эти барьеры? Можно ли сделать используемые ими виды транспорта более удобными? Попробуем ответить, предварительно включив воображение…

 

Велосипед. Холодно. На этом про велосипед можно было бы и закончить. Автомобильные дороги используются круглый год, по тротуару тоже ходят и в жару, и в мороз. А много ли велосипедистов встретили вы за прошедшую зиму? У нас их и летом-то значительно меньше, чем могло бы быть. Поэтому строительства велодорожек в обозримом будущем ожидать не приходится. Но представим, что спрос на эти дорожки вырос по сравнению с сегодняшним раз в десять, а денег на них никто не дает. Что тогда?

Можно отдать велосипедистам часть автомобильных дорог. Хотя бы на лето (точнее, май-сентябрь). И сразу проблема: какие улицы ни отдай, часть народу со своими велосипедами обязательно останется от этих улиц далеко в стороне. Да и ко всем местам, куда могут стремиться катящиеся люди, подъезд таким образом не обеспечишь.

 

Выделить им полосы? Так у нас и автомобилям полос не хватает, и нередко на дороге, ширина которой вмещает два ряда (туда и обратно), можно наблюдать появление третьего (то туда, то обратно). Велику там остается только царапать правой педалью бордюр, а рулем задевать боковые зеркала машин.

Велосипед не поможет, когда нужно перевезти детей или большой груз. К тому же, уровень его безопасности крайне мал для условий реальной современной проезжей части. И еще минус: двигатель велосипеда — человек. А если человек целый день валил лес, таскал рояли, и сил еще и на дорогу домой у него не осталось?

 

Общественный транспорт. Для кого-то неудобства начинаются с долгого ожидания, а кому-то сначала еще нужно добраться до остановки из глубины своего микрорайона. Собственная машина всегда ждет во дворе (если не стоит в гараже за три квартала от дома); автобусный маршрут, увы, мимо каждого подъезда не проведешь. Но будет ли так всегда? Перенесемся в далекое и (обязательно!) светлое будущее. Вы заходите в интернет на сайт городской сети общественного транспорта. Проходите на страницу заказа поездки, вводите адрес своего местонахождения, адрес пункта назначения, желаемое время отправления. После нажатия окончательной кнопки ваш заказ поступает в электронный «мозг» (на сервер), который переваривает его вместе с сотнями заказов других людей, формируя маршруты для каждого конкретного автобуса. Именно автобуса, ведь только этот вид городского транспорта не привязан к проводам и рельсам. Поскольку на дворе будущее, в экологичности он не уступает трамваю и троллейбусу (а может, в будущем их уже и нет, придумайте сами).

Когда автобус, с которым вам по пути, найден, в его бортовом компьютере обновляется карта маршрута и расписание. Водитель, естественно, видит это на экране. А когда этот автобус уже где-то поблизости (скажем, в километре от вас), вам приходит сообщение. Через несколько минут вы уже едете туда, куда вам надо, и путь ваш лежит через места, в которые просили отвезти их другие пассажиры. Разумеется, каждая следующая остановка не слишком далека от предыдущей: компьютер все рассчитал.

 

Перевозчикам такая система понравилась бы не меньше, чем пассажирам. Поездки с пустым салоном, невыгодные маршруты, «а я доеду до…?», «а где мне выйти, если мне нужно в… ?» — от всего этого остались бы одни воспоминания.

Чтобы вся эта радость стала реальностью, ничего не понадобится изобретать: компьютеры есть, беспроводная связь есть, спутниковая навигация есть, программы для анализа и прогноза дорожной ситуации существуют и развиваются… Не хватает, пожалуй, только заинтересованных людей.

 

Коллективный автомобиль. Жили-были пять друзей. У одного из них была машина и не было работы. У остальных – наоборот. Или машины не было ни у кого, но только один из пятерых любил и умел водить. Скинулись, купили, и стал этот друг возить остальных в течение дня по работам, магазинам да развлечениям. За вознаграждение, конечно.

Выгодно ли это? Денег, которые друзья собирают и отдают водителю, должно хватать на бензин, обслуживание автомобиля и зарплату. Расходы делятся здесь на четверых. Единоличный владелец машины платил бы за все это – кроме зарплаты, поскольку возит себя сам — один. Теперь добавим цифр, которые перед этим придумаем. Пусть расходы на автомобиль составляют 10 тыс.руб. в месяц, зарплата водителя – 20 тыс., итого – 30 тысяч. Делим на четверых, получаем 7500. На пользование этой же машиной в одиночку требуется 10 тысяч – вышеупомянутые расходы, и ничего больше. Так что же, толпой выгоднее? Да ну! Может быть, реально автомобиль потребляет меньше? Хорошо, представим случай, когда на бензин и ТО нужно всего 5 тыс. в месяц, на водителя – те же 20, в сумме – 25 тыс. Тогда, если «пользователей» четверо, каждый из них ежемесячно платит за транспортные услуги 6250 руб., и ясно, что на такой машине дешевле кататься одному.

Но подбор экономически выгодного варианта коллективного автомобиля – задача здесь не самая сложная. Гораздо сложнее подобрать сам коллектив. Что если у тех же четверых друзей рабочий день начинается в одно и то же время, а места работы находятся в разных концах города? Чтобы успеть всех развезти, общая машина должна будет утром забрать каждого из дома значительно раньше, чем он садился бы за руль «только своего» автомобиля. Далее, если в нерабочее время два человека одновременно захотят поехать в совершенно разные стороны, то им две маршрутки помогут лучше, чем одна на двоих машина, какой бы комфортной и красивой она ни была. Подходящих (маршрутами и графиком передвижений) партнеров по катаниям может не оказаться среди близких и знакомых. Тогда останется искать в интернете — если, конечно, объединение с незнакомыми вам до этого людьми на базе каких-то общих целей и интересов не является для вас категорически неприемлемым.

Легковой автомобиль усилиями инженеров может со временем стать и проще в управлении, и дешевле. Но может и не стать: зачем, если и без каких-либо улучшений спрос на машины огромный? Убежденные автомобилисты не видят сегодня достойных альтернатив своему личному транспорту. Но вот когда такие альтернативы появятся, производители автомобилей должны будут чем-то ответить. Так что, изобретение какого-нибудь нового велосипеда способно принести пользу даже тому, кто ни в чем новом не нуждается.