Актуальное

«Наш театр – это самый первый театр, который открывает двери в мир сказки и волшебства»

14:00 / 20.03.13
150232

В преддверии международного дня кукольника я побеседовала с директором театра куклы и актера «Скоморох» Отмаховой Ларисой Юрьевной. Она уже в течение 14 лет возглавляет коллектив одного из самых необычных театров города. Свою работу она начала тогда, когда «Скоморох» наконец-то обрел свое постоянное здание в доме науки им. П.И.Макушина.

Мы в социальных сетях:

 

В преддверии международного дня кукольника я побеседовала с директором театра куклы и актера «Скоморох» Отмаховой Ларисой Юрьевной. Она уже в течение 14 лет возглавляет коллектив  одного из самых необычных театров города. Свою работу она начала тогда, когда «Скоморох» наконец-то обрел свое постоянное здание в доме науки им. П.И.Макушина. За это время изменилось многое. В 2001 году ушел из жизни главный режиссер, заслуженный деятель искусств России Роман Виндерман, чье имя стало легендой театрального мира. Но томский театр куклы и актера  не застопорился в своем развитии. Реализуются различные проекты, ставятся новые спектакли, проводятся творческие эксперименты. Основано Товарищество – объединение театров кукол Сибирского региона  и т.д. Тяжело ли стоять во главе театра?

 

— За то время, которое Вы провели в должности директора «Скомороха», какие события наиболее Вам запомнились, стали знаковыми?

 

— 14 лет – это не такой большой рубеж для театра с 67-летней историей.  Театр, как любое творчество, очень витиеват. Бывают взлеты и падения. Если говорить, что больше всего запомнилось, что повлияло на мою деятельность в театре, то мне в жизни очень повезло, я была знакома с Романом Виндерманом, я пришла именно к нему в театр. Самые запоминающиеся годы работы – это общение с Виндерманом. Он был и друг, и соратник, и режиссер. Работать с ним было, безусловно, интересно.

 

— Как удалось пережить кризис после смерти Виндермана?

 

— Было очень тяжело. Но, наверное, сработала дружба Романа с талантливыми людьми. При протекции Виндермана я познакомилась с народным артистом Валерием Вальховским, Виктором Шрайманом, Юрием Фридманом. Эта дружба передалась очень благодатно, у театра появилась возможность поработать с именитыми режиссерами. Плюс, вхождение в театральное сообщество очень помогло.

 

— А какие особенности у театрального сообщества?

 

— Театральный мир, он с одной стороны безграничен, а с другой – очень внутренний. Театральное сообщество знает друг друга по работам, спектаклям, гастрольной деятельности. А кукольники – вообще очень мобильный народ. Мы постоянно участвуем в различных фестивалях, знаем уже практически всех кукольников России – и режиссеров, и актеров, и художников.

 

— В чем важность взаимодействия между собой театральных коллективов?

 

— Я возглавляю ассоциацию директоров театров кукол Сибирского региона. В наше товарищество входит 17 театров кукол. Мы проводим мастер-классы, лаборатории, фестивали, гастроли обменные. Мне кажется, что театр сам по себе проживать только на территории своего региона и своего города не может. Должно быть постоянное пополнение живой кровью, сценическими площадками. Очень привыкаешь к своему залу, к постоянной публике, которая тоже к тебе привыкает. А когда актеры приезжают на другую территорию и появляются среди другого зрителя, среди совершенно другого театрального пространства, тогда появляется адреналин, который очень помогает обмениваться ощущениями, впечатлениями, делать более объективную оценку своего театра. Безусловно, постоянный контакт и обмен очень нужны. Общение внутри театрального пространства помогает видеть, что происходит в других театрах, обучаться чему-то, с кем-то консультироваться, проверять на себе и наоборот.

 

— С какими еще сложностями приходится справляться?

 

— Главных сложностей две: здание, не приспособленное под театр и кадровый голод. Здание совершенно не оснащено и не модернизировано под театр. Нам очень сложно конкурировать с театрами, которые на самом деле театры – с механикой сцены, театральным обустройством. У нас, к сожалению, такого нет. Плюс, зданию уже 100 лет, его нужно ремонтировать. Мы очень надеемся, что в этом году мы «войдем» в ремонт. Но, благодаря ремонту мы сможем сделать зрительскую часть, а вот сценическая часть останется та же самая. Невозможно увеличить высоту и расширить сценическую площадку.  В Томске нет театральных институтов, в театре ощущается кадровый голод. В цехах у нас работают специалисты, которым уже за 50. Мы четко понимаем, что необходимо готовить молодые кадры. А у нас по театральным профессиям обучает только один вуз в Москве. Поэтому специалистов по специфическим профессиям – зав.режиссера по звуку, свету, бутафоров нам не хватает.

 

— Какие меры принимаются, чтобы избежать кадрового дефицита?

 

— Сегодня у нас достаточно молодая труппа. Хотя, работают и именитые актеры. Я считаю, что трупа «Скомороха» достаточно энергетичная, у нас много молодежи, но есть и основной костяк работающих актеров. А когда театр небольшой, как у нас, труппа у нас всего 20 человек, то ребята с большим пониманием относятся к молодым коллегам, помогают. Мне кажется, что те, кто попадают в театр, и вливаются, то они служат здесь долго, привыкают к этому, театр для них – это дом. А те люди, которые случайные, они у нас не задерживаются. Но текучки кадров, что очень радует, у нас нет. Коллектив стабильный, люди дорожат своим местом и любят театр.

 

— То есть коллектив между собой тесно взаимодействует?

 

— Вообще, спецификой театра кукол является очень сильное партнерство. Для того чтобы кукла ожила на сцене, ее ведут иногда несколько партнеров. Безусловно, если ты не доверяешь своему партнеру и не помогаешь ему, то все это сразу отразится на сцене. Здесь у нас существует такое братство, которого нет в драматическом театре. Нужно, может быть, в течение всего спектакля вдвоем простоять на коленях, изображая «половую», как мы ее называем, сцену. Это когда кукла должна существовать в определенных условиях и в определенном пространстве, здесь получается, что актеры дышат едино. Они обучаются друг у друга, анализируют работу в спектакле.

 

— Много времени приходится проводить на работе?

 

— Вся жизнь проходит в театре, я наблюдаю за ребятами. У актеров, по сути, только один выходной день – это понедельник. Так что и суббота здесь, и воскресенье, и праздники. Мы уже как семья, где люди живут единым, как говорится, «и в горести, и в радости».

 

— А как при этом решаются организационные вопросы? И как Вам удается сохранять грань между «семейными» отношениями и рабочими?

 

— Вообще, возглавляя такой коллектив, понимаешь, что все должно решаться внутри него же. В театре существует единоначалие, если не будет капитана корабля, то лодка может уплыть куда угодно, поддаться волнам, цунами, ветру, дождю, так что приходится выруливать. Кроме того, есть трудовое законодательство. Поэтому, если идет спектакль, начинающийся в 11 часов дня, актер должен прийти заранее, если же он не выполняет этих требований, то он подводит и себя, и коллег. Я достаточно жесткий человек в этом плане. Все знают, что дисциплина есть. На зрителе это никак отразиться не должно. Зритель пришел на спектакль, заплатил деньги, он должен увидеть то, что должно быть.

 

— Но при этом необходимо сохранять контакт с коллективом?

 

— Конечно, да. Театр – это вообще, по сути, грандиозное единение. Вот и репертуар обсуждается и планируется тоже внутри театра.

 

— Есть ли какие-то особенности планирования репертуара?

 

— Мы стараемся, чтобы у театра было свое лицо. Если взять наши областные театры, то каждый из них на что-то нацелен. ТЮЗ, как они себя позиционируют, пытается привлечь нового зрителя, Драмтеатр, безусловно, старается быть как авангардным, так и классическим. А мы? У нас такой синтез, где мы работаем, с одной стороны, для самых маленьких, с другой – мы не зацикливаемся только на детском зрителе, а идем дальше. Мы за год составляем договора на спектакли, смотрим, что предлагается режиссером. Мы стараемся, чтобы кроме спектаклей, поставленных главным режиссером, у нас работали и другие драматурги. Это необходимо для внутреннего обновления.

 

— В чем особенность и сложность работы с детьми?

 

— Наш театр – это самый первый театр, который открывает двери в мир сказки и волшебства, а потом уже и в другие театры. Оттого, насколько зритель полюбит или нет наш театр, будет зависеть, как наш зритель пойдет в другие театры. Это большая ответственность. Если бы отвечали актеры, то они бы сказали, что для детского зрителя не бывает лжи. Ребенок настолько чист, верит во все, что видит. В спектакле не должно быть никакой лжи. Ты выходишь на сцену и четко понимаешь, что все, что ты говоришь, ребенок воспринимает буквально. Очень важно, что ребенок поддается ощущениям и впечатлениям, которые задает актер. И ребенок начинает фантазировать, у него настолько богатое воображение, потому что его мир еще не обрамлен рамками, которые есть у любого взрослого, у него все гармоничнее.

 

— Уже два года в театре реализуется программа для самых маленьких «Театр на подушках», расскажите, довольны ли Вы результатами?

 

— Два года назад мы выбрали форму для привлечения самых маленьких. Я очень рада, что у нас получилось открыть зал. Мамы и папы вместе с детьми приходят в театр, а детки от полутора лет. Для них у нас театрализованная игровая программа, подготовленная по возрасту, она настраивает на вовлечение малыша в театрализацию. Это такой способ приобретения опыта общения, детки знакомятся между собой, учатся играть. Многие приходят несколько раз на один и тот же спектакль. Кстати, иногда игровая театрализованная программа идет настолько легко, Скоморох пляшет, дети радуются. А за этим стоит такая большая внутренняя работа актера.

 

— По вашему мнению, что важнее всего в работе актера с залом?

 

— Выйти с публикой на контакт. Для этого необходимы, зачастую, огромные усилия. Во время спектакля происходит такой живой обмен энергией между зрителем и актером. Зритель в зале восполняется благодаря игре, но и актер тоже восполняется зрительской отдачей. Если нет контакта с публикой, то и спектакль сложно идет, и актеры себя расходуют.

 

— А бывают ситуации, когда контакт со зрителем установить не получается?

 

— Бывают творческие неудачи. Но их мы стараемся прогнозировать. Ведь, очень сложно сказать, как пойдет спектакль, как его воспримут зрители. Иногда нужна определенная форма подачи. Например, спектакль «Балаган герцога Глостера» очень сложное воспроизведение, это сложный для восприятия спектакль. Мы после него устраиваем творческие встречи, а до начала спектакля рассказываем о режиссерском замысле, о замысле художника. Это необходимо для того, чтобы погрузить зрителя в эпоху, происходящую на сцене. Бывает, что зритель приходит на спектакль просто не готовым воспринимать. Тогда мы пытаемся его настроить на спектакль. По таким сложным спектаклям мы стараемся вести подготовительную работу.

 

— Как Вы относитесь к некоему «опрощению» театров? Сейчас можно увидеть, что спектакли зачастую довольно-таки простые, не рассчитанные на серьезные эмоции.

 

— Стезя театра – задавать для зрителей направление и планку, вести за собой. Если зритель будет приходить на обывательские спектакли, для него будет театр неким необременительным досугом. Если ты приходишь и видишь то же самое, что и на ТВ или в интернете, значит это не театр. Наша задача – взрастить духовность, помочь человеку гармонично развиваться, заставить мышление работать. Театр существует, на мой взгляд, именно для работы ума. Если ты выходишь из зала, а спектакль не оставил у тебя ничего внутри, значит, мы не достигли той цели, ради которой существуем.

 

— Чтобы спектакль «сработал» наверняка необходима большая подготовка?

 

— Перед тем, как спектакль появляется, он проходит огромную стадию производства. Театр – это производственный процесс, где все начинается с задумки, затем «рождение», «прорастание» и «вырастание» в сам спектакль. На первом этапе работают художник и режиссер, далее начинаются работы в цехах над куклами, реквизитом, сценографией спектакля. Спектакль получается только тогда, когда происходит очень четкая и слаженная работа внутри цехов. Если говорить о спектакле «Балаган герцога Глостера», его мы готовили на протяжении двух лет. Это и куклы, и замысел, и актерская работа. У нас бывает в одном спектакле более 100 кукол. А они бывают разные – тростевые, перчаточные, паркетные и т.д. И у каждой своя технология изготовления. Это процесс. У нас не бывает такого, что взял в руки куклу и пошел играть.

 

— А со зрителями обратную связь как-нибудь поддерживаете?

 

— Конечно! Перед спектаклями наш символ «Скоморошек» устраивает для детей экскурсии по театру в игровой форме, посвящая их в театральную азбуку. Кроме того, мы предлагаем оставлять свои отзывы на сайте, очень много поступает различных рисунков, отзывов, рецензий по спектаклям. И в конце сезона всегда проводятся творческие встречи с активными зрителями, которых мы стараемся поощрять приглашениями.

 

— Кстати, о событиях. Завтра состоится «Ночь в театре». Расскажите подробнее чего ждать томичам от театра «Скоморох»?

 

— Мы уже несколько лет открываем двери для зрителей в День кукольника. «Ночь в театре» проходит не впервые, мы стараемся, чтобы формат театра с одной стороны менялся, а с другой – создавалось больше событийных вещей. Мы не просто выходим на зрителя, но и приглашаем его к действию. Мы поощряем включение в театрализацию. Приходите завтра в театральных костюмах. Все прекрасно понимают, что сегодня для человека важны самовыражение и самореализация. Но, по сути, сейчас у многих просто нет такой возможности. Люди внутри себя не могут выйти за рамки, а мы стараемся раскрепостить их, погрузив в театральную атмосферу. В программе у нас показ спектакля, работа театральных студий, «капустник» от других томских театров. Плюс, эпизоды из спектаклей, которые мы будем показывать. У зрителей будет прекрасная возможность включиться и самим поучаствовать. В этом  году тема праздника «сновидения», у нас есть спектакль, построенный целиком на снах. Причем, несколько из них – это сны наших зрителей.

 

— Судя по всему, ваших зрителей ждет не мало сюрпризов. А какие планы у театра кукол и актера далее? Каких премьер ждать?

 

— Мы совсем недавно выпустили спектакль «Новые приключения Колобка». Я очень рада, что этот спектакль появился. Получилась такая интерактивная игра, рассчитанная на детей в возрасте от 5 лет, о путешествии Колобка по миру русских народных сказок. Я наблюдала за реакцией зрителей в зале, безразличных не было. В апреле у нас будут два проекта для «Театра на подушках» — «Сказки, рассказанные под одеялом» и «Малютка Красная Шапочка». А вот для взрослых крупных премьер не планируется. Мы попадаем в стадию ремонта, поэтому ставить что-то масштабное не получится. Обойдемся небольшими спектаклями. Так что будем больше гастролировать по сибирскому региону и районам области. 

 

Фото: официальный сайт театра «Скоморох»