Интересное

Протестные настроения в Москве растут в уровнем доходов, в отличие от остальной России. По оценкам экспертов, в столице живут полмиллиона обеспеченных москвичей, нелояльных власти и готовых к протесту.

19:16 / 16.11.10
206
Мы в социальных сетях:

Протестные настроения в Москве растут в уровнем доходов, в отличие от остальной России. По оценкам экспертов, в столице живут полмиллиона обеспеченных москвичей, нелояльных власти и готовых к протесту.

Протестные настроения в Москве растут в уровнем доходов, в отличие от остальной России. По оценкам экспертов, в столице живут полмиллиона обеспеченных москвичей, нелояльных власти и готовых к протесту.

Носителями протестных настроений в России обычно являются беднейшие слои населения. С ростом уровня потребления желание протестовать обычно ослабевает. Но, как известно, Москва не Россия. В столице отмечается противоположная тенденция – обеспеченные москвичи чаще проявляют недовольство и менее лояльны власти. К такому выводу пришли специалисты Центра стратегических разработок (ЦСР) по результатам опросов населения.

«В России существуют протестные настроения социальных низов и протестные настроения деловой и управленческой элиты. Это принципиально разные виды протеста», – рассказывает директор по социальным и экономическим исследованиям Центра стратегических разработок Сергей Белановский.

«Низы» обычно протестуют из-за нехватки денег на основные нужды, постоянного роста цен и тарифов ЖКХ, пишет «Независимая газета». Те, кто способен удовлетворить эти потребности, становятся лояльными власти, так как их устраивает их жизнь на фоне остальных.

Однако в Москве больше протестных настроений проявляет как раз деловая и управленческая элита. В этой группе довольно много нелояльных власти вопреки высокому доходу и социальному статусу. Их недовольство основано на ограничении экономической свободы, ухудшении делового климата или неопределенности экономических перспектив.

Профессор ГУ-ВШЭ, доктор политических наук Юлий Нисневич считает, что наличие протестных настроений среди деловой элиты вполне объяснимо. "Если следовать презумпции невиновности, то будем считать, что большинство обеспеченных людей сделало собственный бизнес своими руками. При этом они чувствуют неуверенность в сохранности своих сбережений. Существует вероятность, что любой бизнес будет отобран. Нет никаких гарантий, что этому можно законодательно или судебно препятствовать, — рассказал он Финам.Инфо. — В первую очередь несогласный средний класс защищает свои интересы. Пролетариату же нечего терять кроме своих цепей. Для них первоочередной задачей стоит вопрос выживания. Как итог, им не до протестных действий. Деловая элита же наоборот обеспокоена всепроникающим влиянием государства".

По оценкам Белановского, в Москве около 500 тысяч жителей, которых можно отнести к протестной элите. «Предположительно этот социальный слой заинтересован в модернизации, которая была объявлена президентом Медведевым. Однако для более определенных выводов нужны дополнительные исследования», – говорит социолог. В частности, проверить, не воспринимает ли московская элита призывы к модернизации как фикцию.

Всего средний класс составляет треть жителей столицы (32%). К этому классу социологи отнесли тех, кто не испытывает проблем с покупкой бытовой техники, а также те, кто может позволить себе приобретение нового автомобиля, дома или квартиры. В остальной России эта социальная группа составляет 14%. При этом они куда более лояльны власти, чем москвичи.

Стоит отметить, эти выводы подтверждает летний опрос исследовательского центра портала SuperJob.ru. Тогда выяснилось, что обеспеченные респонденты, особенно мужчины, реже проявляют лояльности власти. Среди мужчин всего 25% готовы отдать свой голос Путину, а 13% — за Медведева. Тоже самое можно сказать о респондентах с высоким доходом. 24% россиян, зарабатывающих больше 50 тысяч рублей в месяц отдали бы свой голос за Путина, 12% — за Медведева. Чаще всего поддерживают нынешнюю власть женщины (39% проголосовали бы за Путина, 16% — за Медведева), молодежь (39% за Путина, 17% за Медведева) и респонденты с невысоким доходом (39% и 20% соответственно).

«Может быть, они и не имели бы протестные настроения, да государство раз за разом наступает на их интересы, — отмечает Юлий Нисневич. — Они вынуждены иметь с ним дело и, следовательно, лучше понимаю его природу. Средний класс стоит на более высоком уровне социальных интересов, у них есть нужна не только в удовлетворении каждодневных интересов типа еды, а значит, есть и понимание окружающей среды».

Правда, эксперт отмечает, что, несмотря на весьма оппозиционный настрой, обеспеченные москвичи проявляют меньше готовности к открытому протесту. В Москве люди больше привязаны к власти, здесь больше зависящих от власти чиновников и тех, кто вынужден от нее питаться. Именно поэтому большинство мощных и коллективных протестов было в регионах, как например, в Калининграде и Владивостоке.

Андрей Демидов, замдиректора института "Коллективное действие", видит возможность сближения двух направлений протестных направлений. «Все граждане независимо от материального положения чувствуют себя незащищенными как в сфере судопроизводства, так и по теме милицейского произвола. Слабо защищен как простой рабочий, так и представитель пресловутого среднего класса, если, конечно, последний не обладает нужными связями», — говорит он.

В качестве примера он приводит акции автоперевозчиков в Орле, Астрахани и Москве. «Данная сфера достаточно конфликтна, ведь сейчас происходит передел рынка услуг в пользу крупного бизнеса. Во время растущей социальной поляризации люди, работавшие на найму и имевшие стабильный доход, чтобы оплачивать ипотеку и купить авто, могут быть выдавлены в зону нестабильности. Каких-либо оригинальных рецептов по преодолению ситуации нет. Необходима реформа правовой системы, развитие в практической сфере малого бизнеса, а не только на уровне заявлений», — подчеркнул Андрей Демидов.