Интересное

Педагоги: крикуны и шептуны

14:20 / 01.06.15
3289
Мы в социальных сетях:

Я помню, как разговаривала моя первая учительница. Спокойная и понятная речь, казалось, была приятна каждому первоклашке. Как она внимательно и тепло обращалась к нам, а мы через ее слова познавали науку мира, гудящего за большими окнами класса. Ее интонации сообщали нам о том, какая жизнь ждет нас за школьными воротами. Ее голос направлял наши мысли навстречу той жизни, которую вскоре мы построим сами. Может быть, это фантомные воспоминания из разряда тех, в которых яблоки слаще и трава зеленее? Теперь уж и не узнать. Однако приятно вспоминать о людях, которые разговаривали с тобой, вдохновляя, воодушевляя. Забываются слова, но голос, интонации остаются в памяти надолго.

Сегодня мы поведем речь не о знаниях, а о качестве их передачи, которое напрямую связано с заботой педагогов о самих себе. Судите сами. Если посмотреть информацию о профессиональных заболеваниях учителей, в первой строке будет написано «заболевания голоса в связи с повышенной речевой нагрузкой». Это значит, что голос преподавателя устает в несколько раз больше голоса среднего человека. Поскольку мы говорим о главном профессиональном инструменте, мы говорим и о качестве обучения. На данный момент возникающие трудности в речи каждый педагог решает своими силами. Есть два варианта: занятия для укрепления голоса и медицинское вмешательство. Патологическая усталость, охриплость голоса часто оказываются строго медицинскими проблемами не только от лени, но и от низкой информированности. В результате через несколько лет педагогической деятельности некогда приятный и звучный профессиональный инструмент учителя по призванию может не подлежать восстановлению. Когда я проводил проект «Голос педагога», на мой вопрос «Над чем мы будем трудиться сегодня?» из аудитории, до отказа наполненной школьными учителями, я услышал: «Спасать то, что осталось».

А что же дети? Ребенок воспринимает информацию эмоционально, и здесь огромную роль играет впечатление от того, как ему передают знания. Что если с ребенком говорят хриплым уставшим голосом? Какие эмоции, воспоминания останутся у него на долгие годы? Сколько знаний пролетит мимо ушей? На уроке учителя, говорящего сиплым голосом, уровень детского шума выше: дети вертятся, шепчутся, отвлекаются гораздо чаще. И здесь речь идет не только о том, что не всегда понятно и слышно, что педагог говорит. Может быть, все слышно и понятно, но на слух неприятно.

Поскольку мы говорим о профессиональном инструменте, отмечу важнейшие характеристики речи, которые так сильно влияют на качество ее восприятия.

— Высокая выносливость голоса: это значит, что вы можете говорить долго без охриплости и усталости в горле.

— Полетность речи: вас хорошо слышно в конце класса даже на низкой громкости.

— Свобода интонаций: ваша речь выразительна, вас интересно и легко слушать, даже если вы много раз подряд произносите одно и то же слово.

— Управляемый темп: вы легко замедляете и ускоряете вашу речь, делаете паузы для внимания в нужных местах, не являетесь заложником торопливости, замедленности или неуместных пауз в своей речи.

Когда голос поставлен, и ты умеешь им владеть, легче заинтересовать ребенка. Когда речь учителя звучит приятно, ученики слушают внимательно, задают вопросы и слышат вас, былая тревога и усталость кажутся вчерашним сном, размытым и гаснущим где-то позади. Пусть так и будет. Берегите себя, дорогие учителя.

Константин Орищенко, голосовой тренер