Истории

Лилия Цукер: «в трудные времена надо вкладываться в самообразование»

14:10 / 30.06.25
320
Мы в социальных сетях:

Нынешняя москвичка, успешный психолог и психотерапевт Лилия Цукер родилась в Северске и далеко не сразу нашла свое призвание. После окончания школы, как это часто бывает с молодыми людьми, Лилия просто не понимала, что делать дальше, а такого понятия, как психология, еще просто не существовало в то время и в том окружении. Несколько лет прошли в поисках себя, и когда направление психологии появилось в университетах Томска, Лилия уже знала — это то, что ей нужно.

Верить в чудеса или в себя? Лилия решила не выбирать, а следовать обоим направлениям. Именно это позволило ей найти дело своей жизни, в котором она продолжает благополучно развиваться по сей день. Подробности — в новом выпуске совместного проекта ТГУ и Tomsk.ru «Университет без границ».

Слушать подкаст

Однажды в старших классах нас привели на экскурсию в ТГУ, где мы изучали коллекции минералов, рассматривали растения и голографии, заглядывали в аудитории со студентами. Это было очень интересно, романтично и произвело на меня тогда сильное впечатление. Я подумала, что однажды хотела бы здесь учиться.

Но, заканчивая школу, я понятия не имела, кем быть. Хаотично поступала на разные факультеты, бросала, не заканчивая. Параллельно работала, причем достаточно много. И в какой-то момент поняла, что нужно решать вопрос самоопределения на более глубоком уровне. Так начался мучительный поиск себя и своего призвания.

Помогла литература

Первым кирпичиком в самоопределении стал «Доктор Живаго» моего любимого поэта и писателя Бориса Пастернака. Меня очень вдохновлял главный герой, его личность — он был врачом, и это заложило мысль, что во все времена, при любом политическом режиме и экономическом положении имеет смысл помогать другому.

Я понимала, что медицина — не мое, и было бы здорово работать через «слово». Но в сознании тогда еще не было слова «психология». Оно появилось благодаря писателю-фантасту Роджеру Желязны — его «Девять принцев Амбера» произвели настоящий фурор, и даже был собран международный психологический конгресс по его произведениям. В какой-то момент я наткнулась на роман «Мастер сновидений», он невероятно меня поразил и сыграл окончательную роль в самоопределении.

В моей жизни появилась психология

Это по-настоящему меня захватило, но на тот момент в Томске не было ни одного факультета психологии. Они появились через какое-то время, и, по счастью, достаточно быстро, после того как я определилась, кем хочу быть. Я продолжала работать, а еще нужно было подготовиться к новому поступлению. Но как выбрать вуз? Я сыграла с собой в лотерею: села в начале города на неизвестный автобус и решила посмотреть, куда он привезет. Оказалась возле главного корпуса педагогического университета. На входе висели объявления о наборе на разные факультеты, в том числе психологии. Там же я познакомилась с будущей однокурсницей, которая рассказала о великолепных преподавателях: Эдуарде Владимировиче Галажинском, Генрихе Владиславовиче Залевском, об их команде… И я поступила в педагогический.

Я была одной из немногих студенток, которая точно знала, чего хочет: за плечами был определенный опыт, я уже понимала важность образования и что оно дает шанс проявиться в социуме и вырасти в профессиональном плане. Я очень ценила эту возможность.

Сложились обстоятельства, что команда преподавателей, на которую были ориентированы большинство студентов, перешла в Томский государственный университет, а я продолжила учиться в педагогическом. Через год стало известно, что в ТГУ на факультете психологии освободилось два бюджетных места. И студенты-пятикурсники, которые уже работали с нашими бывшими преподавателями, порекомендовали меня. Это было удивительно и здорово.

Лилия Цукер: «в трудные времена надо вкладываться в самообразование»

Так я сменила вуз и перешла в ТГУ

В университете я сдавала огромную разницу между нашими факультетами. Я по-прежнему любила старый преподавательский состав, и мы много общались. Но появились и новые преподаватели, завязывались знакомства, открывались новые возможности.

С большой благодарностью вспоминаю лекции Эммы Ивановны Мещеряковой. Очень благодарна Елене Николаевне Скавинской за курс по конфликтологии и практику — яркий и незабываемый человек. Невероятно талантливый преподаватель Сергей Александрович Богомаз, мудрый, последовательный, поддерживающий и просто интересный человек, также он взял меня в соавторы своей  научной статьи. По-прежнему нравилось посещать лекции Олега Валерьевича Лукьянова — он стал моим дипломным руководителем, и впоследствии мы дважды вместе работали; Эдуарда Владимировича Галажинского, который производил сильное впечатление харизматичностью, оптимизмом и способностью все вокруг менять к лучшему. Их лекции всегда были интересными, глубокими, нюансированными. Полюбились лекции по клинической психологии и психологическому консультированию. Поразил курс по психодиагностике от Валерии Николаевны Петровой, и хоть в будущем я не занималась психодиагностикой, этот курс оставил неизгладимое впечатление — очень художественные интерпретации таких сухих, казалось бы, данных. Валерия Николаевна, конечно, настоящий мастер.  

Это было высокое мастерство преподавания, то, насколько эти люди знали свои предметы, просто поражало. Чувствовалось, что багаж знаний и опыта намного больше — поэтому соприкасаться с этим было просто бесценно.

Преподаватели давали нам возможность участвовать в семинарах и различных интересных курсах. Так, с чьей-то легкой руки я оказалась на Зимнем психотерапевтическом декаднике, где познакомилась с будущими учителями в психотерапии — Мариной Моисеевной Мучник и Евгением Марковичем Райзманом. Они тогда привезли потрясающий проект от Европейской ассоциации психотерапии по психоаналитической и групп-аналитической терапии. Без него было бы невозможно начало моей практической деятельности как психолога-психотерапевта. Но внутренний задел на этот курс я получила, конечно, в стенах ТГУ.

Также во время учебы довелось побывать на лекциях Бориса Сергеевича Братуся — преподавателя и профессора Московского государственного университета. Этот человек в каком-то смысле перевернул мое мировоззрение и помог в дальнейшем самоопределении по жизни.

Долгожданный путь специалиста

После окончания университета один год я работала преподавателем психологии в институте повышения квалификации Новокузнецка, затем — психологом-консультантом в компании «Бизнес-Мастер». Потом переехала в Москву и с 2008 по 2015 год работала в клинике по снижению веса «Доктор Борменталь», после чего перешла в другое медучреждение. А с 2017 года открыла собственное ИП и сейчас работаю как психолог-психотерапевт. Самое главное достижение на сегодняшний день — это высокая востребованность. Я не делаю рекламу, но каждый мой рабочий день загружен максимально — от 7 до 9,5 часов приемов. И такую активность я тоже переняла из ТГУ, когда хотелось узнать побольше и везде поучаствовать.

Университет дает какую-то особую, глубинную ценность образования. Кто-то из преподавателей сказал, что когда сложные времена, и ты не знаешь, что делать, совершенно точно надо вкладываться в новое образование — это то, что никогда не пропадет, всегда окупается и помогает в трудный период. Этого принципа я придерживаюсь всю жизнь. И в настоящее время снова ищу возможность повысить свою квалификацию — буду искать новые личности и возможности продолжить образование.

Также университет дал очень интересный опыт общения между студентами. Когда мы готовились к выпуску, были ребята, которые писали исследовательские работы в рамках психологии управления. Любопытными открытиями поделился один студент — он делал срез по ценностным ориентирам разных сибирских городов: Кемерово, Новокузнецк, Барнаул, Томск. И, вполне ожидаемо, оказалось, что образование как ценность в Томске стоит на первом месте. Мне кажется, это витает в атмосфере города, и пусть так и будет.