Сегодня на пресс-конференции «Всемирный день защиты прав потребителей в Томской области»начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области Ольга Игнатьева рассказала об особенностях защиты прав потребителей финансовых услуг.
Около 12 % всех обращений в отдел прав защиты потребителей Управления Роспотребнадзора, по словам Игнатьевой, это обращения по вопросам финансовых услуг. Это вопросы по банковской сфере и микрофинансовым организациям.
Чаще всего потребители жалуются на деятельность коллекторов, включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, и навязывание страховых услуг. Бывают и вопросы по незаконной блокировке банковских карт, о списании денежных средств, отказе в предоставлении каких-либо услуг на тех условиях, которые хотел бы потребитель. Все это действия финансового характера, подчеркивает Игнатьева, и могут быть рассмотрены только в судебном порядке.
«По вопросам коллекторов наша компетенция ограничена, мы можем только дать разъяснения по данным обращениям. В основном мы предлагаем потребителям обратиться помимо судебных инстанций еще и в правоохранительные органы, если действия коллекторов могут причинить вред здоровью, или угрозы причинения вреда здоровью. В этом случае должны подключаться правоохранительные органы», — пояснила Ольга Игнатьева.
По вопросам включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, проводятся контрольно-надзорные мероприятия, и в случае подтверждения претензий, ответчик привлекается к административной ответственности. Что касается навязываемой при кредитовании страховки, то если потребителю был предоставлен альтернативный вариант без страхования, то это не ущемляет его права.
«Если в договоре содержится пункт, однозначно свидетельствующий о том, что ты не заключишь договор, если не подключишь страхование, то это ущемляет права потребителя, и судебная практика идет по тому пути, что это условие признается ущемляющим. У нас банки быстро сориентировались, и в последнее время, в основном, нам встречаются договоры, где предоставлена альтернативность заключения», — пояснила Игнатьева.
Потребителям стоит помнить, что в течение пяти дней с момента заключения договора, есть возможность отказаться от услуг страхования, даже если был заключен договор, включающий эти услуги.