Актуальное

Тренер всегда прав

08:00 / 15.03.13
14668

Жесткий и тяжелый. Мужской и женский. Серьезный и ответственный. Все это – про кикбоксинг. «Наберитесь терпения и успех к вам обязательно придет». Следуя такому жизненному девизу, чемпионов по кикбоксингу воспитывает Кирилл Базаев.

Мы в социальных сетях:


Жесткий и тяжелый. Мужской и женский. Серьезный и ответственный. Все это – про кикбоксинг. «Наберитесь терпения и успех к вам обязательно придет». Благодаря такому жизненному девизу чемпионов по кикбоксингу воспитывает  Кирилл Базаев, президент Федерации кикбоксинга Томской области, главный тренер сборной команды Томской области по кикбоксингу, генеральный директор промоутерской компании «SibFight». Среди его воспитанников – Илья Афонин, мастер спорта, победитель кубка мира 2012 года, Марк Лобынцев, финалист кубка мира, победитель первенства России 2012 года среди юношей, а также финалисты первенства мира 2012 года – Лобынцев Виктор и Мамедов Тургай. Как кикбоксинг стал профессией, и какой он – этот спорт в Томске, Кирилл поделился с нами.


— Как получилось так, что не футбол и хоккей, а кикбоксинг стал твоим хобби и твоей профессией?


— Почему не футбол? Я играл в футбол 14 лет. Когда мне было 20 лет, я занимался параллельно боевыми единоборствами и футболом. В какой-то момент я почувствовал, что реализации собственных амбиций в футболе у меня нет. Так устроена, наверно, система Томского футбола, что нашим ребятам очень тяжело куда — то попасть. Да и в тот момент я очень сильно заинтересовался боевыми единоборствами, посещал множество тренировок, и как — то тогда я перепрофилировался. 

 

— Сложно было перепрофилироваться?


— Нет, легко. Я занимался легкой атлетикой, и даже лаптой, на коньках катался, мне легко все давалось, неделя-две и у меня все отлично получалось. Тяжелого перехода не было. Было другое. Я начал заниматься в 9 — ом классе, сначала каратэ, потом пришел на кикбоксинг. Прозанимался 2 года, но это был не кикбоксинг, это была пародия на него. Я уже сейчас это понимаю. Я там получил скорее отрицательный опыт, который для меня тоже опыт. Потом я попал в секции каратэ, рукопашного боя, самбо-дзюдо. Занимался немножко боксом, просто для себя, не выступая на соревнованиях. В это время я повышал свою квалификацию и не стеснялся учиться, потому что даже у самого плохого спортсмена есть что почерпнуть, и я никогда этого не стеснялся. В 2009 году я основательно перешел на кикбоксинг, тогда и была создана федерация. А до этого, еще в 2008 году, мои ребята просто пробовали боксировать по кикбоксингу. Им стало нравиться. Была нехватка в знаниях, но, опять же, есть много книг, фильмов, людей, сборов, семинаров, где можно было почерпнуть для себя важное. Проблем с получением необходимой базы не возникло.

 

— Ты готовишь спортсменов-профессионалов, самому посчастливилось выступать на ринге?


— Я не добивался больших результатов, но был ряд субъективных и объективных причин, почему это не получилось. За моей спиной не было такого человека, который бы был тем, кто бы вел, поддерживал, исправлял ошибки, вкладывал силы в мое развитие. Таким человеком, каким я сейчас являюсь для своих пацанов. По своему строению, по тому как у меня получается это все сейчас, а я ведь сам тренируюсь тоже, результаты бы у меня могли быть неплохие. Но так сложилось. И мне кажется, что благодаря тому, что я сам не развился как спортсмен, в этом, наверно, и есть какой — то ключ к тому, что мои дети стали выступать хорошо. Это моя реализация в них, мои мечты. Да, я очень бы хотел выступать и быть большим спортсменом, но судьба, наверно, такая. А вот своим пацанам я помогу это сделать. Мне хочется, чтобы была популярность нашего вида спорта и вообще спорта. Ведь если люди занимаются спортом – они уже совершают над собой большую победу. Я всегда хотел, чтобы в фаворитах был наш город, наша страна. Это то, что для меня свято, что я чту, уважаю и ради чего это все делаю.  А все мои спортсмены – это своеобразный инструмент в самом хорошем смысле слова. Я патриот своей страны, и я никогда ее не променяю, я люблю ее со всеми минусами, и я буду делать все, чтобы она стала лучше. В конечном итоге наши ребята-спортсмены, я даже подчеркну, что не только мои, именно наши ребята, помогают делать жизнь лучше. Если будет больше тренеров, квалифицированных, не стесняющихся учиться, перенимать знания, то все будет хорошо. Мои ребята, которые получают внимание, которых мы возим по сборам, они видят других ребят, другие школы, у них знаний гораздо больше, и кто-то из них будет способен поделиться этими знаниями. Я думаю, что кто-нибудь из моих воспитанников станет тренером, а это и станет отправной точкой для расширения нашей федерации, для увеличения спортивных результатов.

 

— Ребятишки с какого возраста приходят в кикбоксинг?


— По закону нам надо набирать детей с 10 лет. Но я считаю, что это поздно. Лучшие мои воспитанники по юношам и по юниорам начинали тренироваться уже с 5-ти лет. Просто у многих людей не правильное представление о тренировочном процессе. Бокс, кикбоксинг ассоциируется с переломанными носами, перебитыми ногами. Многие думают, что если ты придешь на тренировку, то тебя обязательно изобьют, нокаутируют. Почему так думают? Здесь никого не убивают. Моя структура тренировки такая, чтобы люди уважали друг друга. Потому что партнер в паре – это твой точильный камень, как наждак, о который ты нож точишь. Если ты его сломаешь, то не сможешь точить, поэтому надо к нему относиться бережно. Да, спорт у нас тяжелый и жесткий, но не жестокий. Бывают травмы, но их не больше чем в футболе и хоккее. Только там эти травмы делают исподтишка, а у нас учат против конкретных действий конкретно обороняться. В кикбоксинге ведь есть этап общая физическая подготовка. Ребенок учится бегать, прыгать, отжиматься – это тоже кикбоксинг. Это то, без чего этот вид спорта не сможет существовать. Чуть старше начинают изучать удары, элементы. Конкретная работа в парах начинается лет с 11-ти, когда мальчишки смогут выйти на соревнования, попробовать свои силы. Мои такие ученики уже сейчас призеры России, потому что их грамотно вели все эти годы. 

 

— Есть такие дети, которые позанимались, научились ударам и ушли из зала, пошли применять эти удары на улице?


— Всегда такие есть, которые бросают и ничего в спорте не добиваются. Но очень часто ребят-профессионалов провоцируют применять свои силы. И со мной были подобные ситуации. Мне однажды сказали, что спортсмен должен держать себя в руках и не вестись на провокации. Я верующий человек, и в одной заповеди сказано, что если тебя ударили по левой щеке, подставь правую. Но ведь если оскорбили вашу маму, вашу семью, разве вы будете стоять? Но кто выполнит эту заповедь? Покажите мне этого святого человека? И я, думаю, со мной согласятся очень многие.

 

— Как относишься к девушкам в этом спорте?


— Это больная тема для меня. Я считаю, что это не женский спорт, но при этом на сегодняшний день у меня есть девочки одаренные. Например, Полина Селезнева, чемпионка России, много медалей выиграла. Здесь это, наверно, исключение из правил. У каждого человека свой путь, если у девочки это получается хорошо, то почему бы и нет. Лучше пусть она будет тут реализовывать свои возможности, нежели не делает ничего. Я доволен своими девчонками, их стремлению, их жизненному восприятию, тому, что они ставят цель и идут к ней. При этом они не потеряли свою женственность. После каждой тренировки крутятся у зеркала и фотографируются. 

 

— Насколько легко определить в ребенке, что вот он – новый чемпион?


— Это невозможно. Я никогда не поверю людям, которые говорят, что вот он пришел ко мне 15 лет назад, и я сразу в нем увидел чемпиона. Чтобы человек добился в спорте результатов, нужно много обстоятельств – как наличие тренера, так и наличие собственного желания, финансирования, удачи. Важен также талант, трудолюбие. Да их миллион этих факторов, которые могут повлиять на результат. Мы можем лишь увидеть перспективного мальчика среди всех. Но станет он чемпионом или нет – не знаю, ведь чемпион – это состояние души. Многим не хватает духа быть чемпионом.

 

— У тебя, как у тренера, есть какое-то золотое правило, которому следуешь ты и твои воспитанники?


— Есть. Тренер всегда прав. Если тренер не прав, смотри правило первое. Как только начинают ставить под сомнение слово, авторитет тренера, то это все. Мой принцип – трудолюбие и дисциплина. Чемпионом можешь ты не быть, но добиться результатов можно всегда.

 

— Ты часто бываешь на соревнованиях, есть ли особенная победа твоих ребят, которую ты запомнил?


— Таких победы две. Их я забыть не могу. Первое событие – это чемпионат мира среди юниоров в Сербии. Мы приехали туда с Ильей Афониным практически без опыта. В первом бою Илья встретился с опытным бойцом из Казахстана. В первом раунде Илья проигрывал 14 очков, во втором раунде он упал в нокдаун. Я в такие моменты чувствую боль, мне его просто было жалко. По идее он должен был просто спокойно добоксировать третий раунд. После второго раунда Илья проигрывал 10 очков. Я подошел к нему и сказал: «Илья, бой твой уже проигран, просто достой до конца, побереги себя». Он встал, заплакал и сказал мне: «Сейчас я его положу». Я не верил в то, что победа возможна. Я считал, что это просто невозможно, ведь такие отставания в кикбоксинге не отыгрываются. Но то, что он там сотворил, я даже не могу это объяснить. Если сейчас пересмотреть всё это снова на записи, то, с точки зрения техники, это, конечно, не так хорошо, как должно быть. Но он просто обезумел. Он выиграл этот бой! Мы обнялись, и я не могу объяснить свои ощущения. Для меня это был шок, радость, гордость, это был настоящий спортивный подвиг. А второй случай – это с воспитанником Марком Лобынцевым, он выиграл первенство России в прошлом году. Парень настолько сенсационный, взрывной, умный боец, что то, на каком уровне он выиграл то первенство России в Магнитогорске — заставило меня испытать другие эмоции. Я стоял, и меня распирало от гордости и счастья за то, что это мой воспитанник. Сейчас у него травма, но он собирается снова ехать на соревнования. И я не могу ему запретить этого сделать. Все, что он делает – это его выбор. Он сам выбрал этот путь, и он по нему идет. Я мешать ему ни в коем разе не буду, лишь поддержу.

 

— Не бывает желания иногда отдохнуть от всего этого – от постоянных тренировок, разъездов?


— Последнее время часто возникает такое желание. Каждый человек должен заниматься своим делом, мне нравится тренировать. Но современная жизнь заставляет меня заниматься еще и менеджментом, экономикой. Много бумажной волокиты, ведь столько надо найти средств для мероприятий, нужно заручиться поддержкой людей, но за последние 9 лет устал. Уже нужны помощники, ведь у меня даже отпуска нет. Без воспитанников я не езжу отдыхать. И это не просто катание по странам и городам, я отвечаю за каждого ребенка. Ездим в Хакасию каждый год, со мной всегда не менее 50 пацанов. Каждого надо накормить, уложить спать, болячки проверить. Иногда это не отдых, а каторга. И кто думает, что мы катаемся по городам и получаем дикий кайф, то они ошибаются. Чаще это нервы, переживания. Мы, конечно, и там находим положительные эмоции, естественно, куда без них.

 

— Все это – ради чего?


— Мало кто нас понимает. Мы тренируемся десятилетиями, чтобы один раз встать на пьедестал почета и послушать гимн своей страны. И ведь здесь нет корысти. Люди занимаются этим не чтобы разбогатеть, не для знаменитости. Люди занимаются этим, чтобы реализовать свои амбиции. Однажды мне сказали: «Да что там, поехать, побоксировать, выиграть». Я ответил: «А ты выходил в ринг?». Люди, которые не знают, что такое выйти на ринг с человеком, который сбивает с ног, с человеком, который обучен и опасен, что такое терпеть боль, поражения, волнения перед боем. Нас может понять только тот, кто выходил на татами, на ринг, на ковер. В футболе у меня не было таких переживаний. Я знал, что я быстро бегаю и хорошо бью мяч. Ну проиграет моя команда и что? А тут ты сам за себя. Не судите, если сами не представляете, что это такое. Это титанический труд. Тут завидовать нельзя. У нас в зале тренируется чемпион мира по боксу среди профессионалов, Евгений Градович, он уже 3 года живет в Америке и тренируется по 3 раза в день. Он даже семью свою видит редко. После победы в чемпионском бою Женя позвонил мне и поделился впечатлениями после победы. Невероятно приятно было, что я узнал это одним из первых. Ведь я как никто другой понимаю, каким трудом ему это досталось. Он хотел стать чемпионом мира, и он стал.

 

— Какие ближайшие события в мире кикбоксинга нас ждут?


— 25 мая во Дворце спорта в 19 часов будет шоу, пока названия еще не придумано. Пройдет 4 профессиональных боя. Последним будет бой Ильи Афонина, это уже второй его такой бой. Первый был 16 декабря тоже в рамках шоу, которое было в Томске впервые. Илья первый бой выиграл. Мы делаем это все для томичей. В майском шоу будет выступать еще один томич. Приглашены спортсмены из республики Тыва, Красноярска, Камень-на-Оби. Билеты скоро уже будут в продаже. Мы хотели бы видеть томичей, чтобы они пришли поддержать своих. И ждем тех, кто хочет поучаствовать в организации. Вот у нас любят футбол, а в футбольной команде «Томь» нет нм одного томича. Я хочу, чтобы наш проект стал идеей Томска и области. После боев 16 декабря стало гораздо больше желающих заниматься. Только сегодня у меня в зале тренируется более ста человек. Максимов Максим Викторович поспособствовал тому, чтобы у нас был такой шикарный зал. И это отлично, что наша идея приносит свои результаты. Хотим, чтобы на наших шоу выступали томские коллективы, талантливые люди, танцоры, певцы, чтобы все могли свои способности показать. В нашем городе много достойных ребят, которые делают так, чтобы о Томске знали и говорили.