Актуальное

Религиоведение: важно или вредно?

09:00 / 08.11.13
5381

Министерство образования год за годом размышляет о том, как улучшить систему образования в стране.

Мы в социальных сетях:

 

Религиоведение: важно или вредно?Министерство образования год за годом размышляет о том, как улучшить систему образования в стране. Некоторые из усовершенствований россияне встречают на «Ура», другие же вызывают, как минимум, сомнения, как максимум, откровенный негатив. Очередным камнем преткновения между Минобрнауки и народом стал проект нового закона «Об образовании», предлагающего в качестве одного из направлений подготовки школьников религиозное образование. 

 

Введение религиоведения (или основ религии – в школах названия рознятся) вызвало у родителей подрастающего поколения неоднозначную реакцию, расколов общество на два лагеря: тех, кто считает необходимым воспитывать детей в духе религии, и тех, кто называет подобное образование насильным насаждением веры в неокрепшие детские умы.

 

По заявлениям Министерства образования, основы религиозного образования необходимы для развития культурного кругозора, иначе говоря, для формирования у молодежи представления о роли религии в жизни народов. Другими целями нового курса можно назвать воспитание религиозности и искоренение последствий 70 атеистических лет существования СССР, сильно сказавшихся на вере, но это скорее можно отнести к узкоконфессиональным дисциплинам вроде курсов православной культуры.

 

Однако родителей, дети которых посещают уроки религии в школах, доводы Министерства не убеждают, о чем красноречиво говорит статистика: более 80% россиян выступили против нововведения. Такая реакция общественности обосновывается разными причинами. Для кого-то религия – пережиток прошлого, по их мнению, она утратила свою ценность и свою роль в современном мире вместе с отделением светской жизни от религиозной. А потому на первый план выходят наука и технологии.

 

Ольга (сын Кирилл, 11 лет):


«В 4 классе нам предложили на выбор «Основы светской этики» или «Основы религии». Мы выбрали «Этику». Ни к чему детям в таком юном возрасте изучать такие серьезные предметы, они буду только засорять голову. Подрастут и решат сами, нужна им религия или нет. А вот «Основы светской этики» стоит вбивать в головы подрастающего поколения уже сейчас, чтобы воспитать из них полноценных членов современного общества»

 

Точка зрения вторых зиждется на свободе вероисповедания. Если уж Конституция РФ позволяет каждому самостоятельно решать, какую религию исповедовать и исповедовать ли ее вообще, то почему, спрашивается, наших детей лишают права самим определиться, нужно им это или нет?

 

Мария (дочь Александра, 11 лет):


«Я не хочу, чтобы на моего ребенка оказывали давление в вопросе выбора религии. Она должна подрасти и сама определиться. Мои родители – люди верующие, но они даже крестить меня не стали в детстве, в 17 лет я сама пошла в церковь и покрестилась, когда была к этому готова»

 

Не менее убедительно звучат и доводы тех, кто утверждает, что под названием курса «Основы религиозных культур» может пониматься как общий обзор религий мира с изучением истории формирования, так и изучение основ каждой конкретной религии с упором на определенную. При этом сущность курса будет зависеть от преподавателей, что в итоге может привести к своего рода «перекосам», когда школьникам будет насаждаться, например, православие. В результате такой способ преподавания будет ущемлять религиозные чувства представителей других конфессий, коих на территории страны более 34%.

 

Сторонники введения религиозного образования утверждают, что эта дисциплина поможет превратить современного Фому неверующего в толерантного человека мира и культуры, понимающего особенности жизни представителей разных конфессий. Особенно актуальным это становится, если подумать о количестве войн и конфликтов, возникающих на религиозной почве. Помимо этого, отмечают, что курс религиозного воспитания будет способствовать воспитанию морали и человеческих ценностей в сознании школьников. Благая цель, реализация которой в период нравственного упадка необходима обществу как кислород.

 

Татьяна (дочь Дарья, 12 лет):


«Я думаю, что предмет пойдет детям на пользу, для общего развития, так сказать. Дети должны понимать, что существуют разные культуры и религии, но при этом все люди одинаковые: православные ничем не лучше и не хуже мусульман, иудеев, буддистов; они просто молятся разным богам»

 

Но встает другой вопрос: подходит ли младший школьный возраст для этого? Здесь мнения снова расходятся.

 

Константин (дочь Юлия, 10 лет):


«Думаю, «Основы религии» лучше преподавать именно в таком возрасте (4 – 5 класс – прим. автора). Это время, когда у ребенка формируется понимание основных ценностей: жизни, любви, ответственности, честности. Какой бы ни была вера, она говорит именно об этих ценностях и учит детей хорошему»

 

Алексей (сын Иван, 11 лет):


«В таком возрасте навязывать детям религию – очень плохо, так как они еще не осознают, во-первых, значения религии в культуре, а во-вторых, нужна ли им самим религия в жизни. На религиоведении учитель затрагивает с детьми очень серьезные вопросы, такие как семья, брак, культурные обычаи, понять которые они еще не могут. Поэтому об «Основах религии» ребенок отзывается как о скучном предмете, где они с одноклассниками просто что-то читают и пишут»

 

Директора школ и педагоги отвечают однозначно: «Нет». Ребенок в таком возрасте еще не способен критически оценивать происходящее, а потому может воспринимать все на веру. Может быть, подобные дисциплины стоит читать старшеклассникам или студентам?

 

«Преподавание «Религиоведения» в школах и университетах — вещь совершенно необходимая как для культурного воспитания молодёжи, так и для формирования у неё толерантности. Мой опыт общения со студентами показывает, что отсутствие знания о своей и чужой религиозной культуре приводит к предвзятости суждений о религии, стереотипному мышлению, а иногда агрессивности и неадекватности в интерпретации и оценке религиозной практики верующих. Но качество знаний, безусловно, зависит от качества преподавания данной дисциплины. Под качественным преподаванием я понимаю способность учителя к передаче не только определённого объёма знаний, но и той идеи, что каждая традиционная религия имеет такую богатую историю и культуру, которая достойна уважения» — делится с нами своим мнением по вопросу необходимости религиозного образования кандидат философских наук Елена Григорьевна Аванесова, преподающая в ТГУ наряду с другими дисциплинами религиоведение.

 

Нужен ли курс религиоведения в образовательных программах покажет время, проблема заключается в том, что «подопытными кроликами» стали наши дети, а потому и Минобранауки, и директорам школ, и самим родителям нужно внимательно относиться к тому, в какой форме и с каким содержанием преподается эта дисциплина.