Приучение ребенка к горшку – важный этап в воспитании ребенка. Множество родителей задается вопросом, как же сделать это правильно, и когда наступает подходящий для этого момент?

Умудренные опытом бабушки твердят, что усаживать на горшок дитя нужно, как только он научился сидеть, а, например, соседка тетя Галя обязательно вам расскажет, что в 6 – 7 месяцев рано, а вот в 10 – пора. Главное, что нужно уяснить родителям в это время, - это то, что они сами должны решать в каком возрасте начинать приучение ребенка к горошку.

Екатерина (дочь Алина):

«Мы начали садить ребенка на горшок в 9 месяцев. Поначалу привлекали игрушками, чтобы сидела на месте, и вроде все получалось. Но все равно часто бывало так, что ребенок писался в штаны. Где-то в 1,2 дочь стала выгибаться и отказывалась садиться на горшок. Пришло отказаться от затеи с горшком на пару месяцев. В 1, 5 года снова стали сажать на горшок, и было ощущение, что она свои маленькие дела делает уже более осознанно, и количество «промахов» сократилось»

Ольга (сын Кирилл, дочь Юлия):

«Со старшей дочерью проблем было не много. Приучать к горшку начали, когда она уже могла самостоятельно сидеть, месяцев в 7 – 8, наверное. Освоили дело быстро, но от подгузников смогли полностью отказаться лишь к 1,5 годам.


А вот с сыном пришлось помучаться. Ребенок гиперактивный, не мог усидеть спокойно на горшке и пяти минут. Пытались сажать и в 8, и 9, и в 10 месяцев, сидеть не хотел, а заставлять боялись. А если и сидел на горшке, то вставал и делал все в штаны. В итоге приучить к горшку удалось только к 2, 5 годам»

Людмила (сын Максим):

«Насмотревшись на друзей, которые мучили своего ребенка с 6 месяцев, решили подождать, пока ребенок станет старше. Присаживать на горшок стали в 1,5 года, особых проблем не было. Главное – вовремя поймать, если увидел, что ребенок кряхтит или как-то по-другому показывает, что хочет в туалет. Ну, и еще нужно обязательно сажать после сна, перед прогулкой и в другое время по режиму дня»

Решаясь приучить ребенка к горшку, педиатр Евгений Комаровский (ведет телепередачу «Школа доктора Комаровского») рекомендует учитывать психологические и физиологические особенности этого процесса.

Изначально, с рождения, процесс выделения у детей не контролируется, то есть по сути это - безусловный рефлекс. Задача приучения к горшку превратить безусловный рефлекс в условный, т.е. контролируемый. При этом справление нужды должно быть реакцией не на назойливое родительское «пи-пи» или «а-а», а на осознанное желание писать или какать.

По мнению Евгения Комаровского, процесс приучения к горшку определяется несколькими факторами. Во-первых, состоянием органов, отвечающих за мочеиспускание и дефекацию. Во-вторых, развитием нервной системы ребенка. В-третьих, активностью родителей в вопросе воспитания ребенка.

Особое внимание стоит уделить второму пункту – развитию нервной системы. Естественный контроль ребенка над процессами мочеиспускания и дефекации у ребенка начинает устанавливаться лишь на втором году жизни, окончательно рефлексы формируются лишь к 3 годам. Другими словами, не нужно требовать от 10-месячного ребенка четкого соблюдения «горшочного» режима – он на это еще просто не способен. Конечно же, некоторым родителям удается приучить ребенка к горшку и в столь раннем возрасте, но здесь выделения – не более чем реакция на уже упомянутые нами звуки «пи-пи» и «а-а», которая кстати появляется после уймы потраченного на формирование рефлекса времени.

Начинать приучение к горшку, по советам доктора Комаровского, необходимо, когда у ребенка появляются определенные признаки готовности к обучению. В таком случае процесс приучения к горшку пройдет гладко, быстро и без лишних нервов.

 - Стабильность режима дефекации;

 - Подгузник ребенка остается сухим в течение 1,5 – 2 часов;

 - Ребенок знает названия частей тела, понимает значение слов «пописал», «покакал»;

 - Ребенок может или пытается одеваться и раздеваться самостоятельно;

 - Ребенок испытывает дискомфорт и сигнализирует об этом, если подгузник грязный;

 - Ребенок способен сообщить о желании писать или какать любыми жестами, звуками, словами.

 

Если вы наблюдаете у своего ребенка все эти признаки, значит, время пришло, и пора браться за дело.

Психологи советуют, для начала позволить ребенку «познакомиться» с горшком – дать его потрогать, посидеть на нем, чтобы малыш понимал, что горшок – это совсем не страшно.

Затем необходимо объяснить ребенку предназначение горшка, что именно туда он должен делать все то, что ранее делал в памперс.

Предлагать ребенку горшок нужно всякий раз, когда возможно мочеиспускание или дефекация: после и перед сном, перед прогулкой и после нее, после еды, во время, когда ребенок чаще всего справляет нужду. При этом радость и гордость успехам ребенка нужно показывать и всячески его хвалить, разочарование и недовольство, наоборот, нужно скрывать.

Ни в коем случаем нельзя силой удерживать ребенка на горшке, иначе это сформирует негативное отношение к самому горшку и процессу выделения в целом.

Главное в вопросе приучения к горшку – это терпение и время. Помните, что контроль над процессами мочеиспускания и дефекации обязательно придет, как правило, к 4 годам этот рефлекс у ребенка уже сформирован. А потому, если ваш двухлетний малыш не справляется с горшком, не отчаивайтесь. Вернитесь на время к привычным подгузникам, приучение к горшку отложите на пару месяцев, а когда вы снова к этому возвратитесь ваш ребенок уже будет готов к изучению «туалетной» науки. Удачи!