Современных детей ученые называют прагматиками. Такое определение они получили потому, что стараются делать все с наименьшими затратами сил и энергии. Немалую роль в формировании такого подхода к жизни играет активное использование интернета как в школе, так и дома. С одной стороны, современные подростки становятся более мобильными, но с другой, нежелание «выкладываться» на все 100 % обычно аукается в будущем отсутствием престижной профессии и достойной заработной платы.

Так, последнее время школьные учителя бьют тревогу: большинство школьников выполняют домашние задания, как говорится, на скорую руку, благо интернет под рукой. В свою очередь, в интернете расцвели пышным цветом сайты и группы в соцсетях, занимающиеся продажей готовых домашних заданий. По словам школьников, проблем никаких не возникает, потому что они сами корректируют правильность ответов или сообщают об ошибке администратору сайта. Учителя же сходятся во мнении, что образовательный процесс, в том числе проверка знаний в форме тестов и контрольных работ, тогда просто теряет смысл – ученикам заранее известны все ответы.

Многие специалисты в сфере образования уже начинают задаваться вопросом: а нужно ли такое домашнее задание, если в итоге оно является лишь фикцией закрепления знаний? Как отметили в департаменте образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, нынешний вид домашнего задания – это пережиток советского времени, практика которого создает перекос в сторону формирования «знаний для галочки».

В качестве решения вопроса, в Министерстве образования предложили учителям быть более гибкими в определении методик преподавания: «Если ребенок может достигнуть нужных результатов без выполнения домашнего задания, то, по обоюдному согласию школы и родителей, учитель вправе его отменить» - порекомендовала Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки.

Конечно, на такие радикальные изменения мало кто пойдет - все понимают, что полное отсутствие домашнего задания в процессе школьного обучения тоже не есть хорошая идея. Домашнее задание  - способ закрепить или повторить пройденный материал. Однако над формой и умеренностью его объемов все-таки нужно задуматься.

В свою очередь, определение понятия, и, уж тем более, обязательность «домашнего задания» для школьника никаким общеобразовательным стандартом не регламентировано. Более отчетливые представления о домашнем задании дают Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. К примеру, данные правила устанавливают общее количество часов для выполнения уроков, заданных на дом:

1 класс – процесс обучения проводится только в стенах школы, без заданий на дом;

2-3 класс – на домашнюю работу должно тратиться максимум 1,5 часа;

4-5 класс – 2 часа;

6-8 класс – 2,5 часа;

с 9 по 11 класс – не более трех часов.

С проблемой фикции домашнего задания уже давно столкнулись и на Западе. Согласно данным последнего опроса, на вопрос: «Нужно ли отменить обязательность домашнего задания для школьников?», более 4000 респондентов ответили положительно. Главными противниками «домашки» являются родители и учителя, аргументировавшие свой ответ тем, что из-за большого количества домашних заданий у детей не остается времени на отдых и занятия спортом.

В качестве альтернативы текущей форме образования там нашли выход в интеграции школьных предметов. Например, географию изучают по видеороликам на иностранном языке, тексты которых и являются домашним заданием по иностранному языку. Домашние задания составляют строго индивидуально для каждого ученика, а в школьном расписании определено время для его выполнения. Проблему же массового списывания решают безжалостно - вплоть до отчисления из школы.