Закрытие Черкизовского рынка существенно повлияет на потоки товаров легкой промышленности не только в Москве, но и в российских городах в радиусе 1500-2000 км от столицы. Все это может привести к дефициту на розничных рынках всей европейской части станы и заставит продавцов повысить цены на свои товары. А в будущем место Черкизовского займут Лужники.
Черкизовский рынок был своеобразным цетром, где встречались покупателей и продавцов товаров легкой промышленности, и связующим звеном между поставками одежды, обуви и аксессуаров из Турции, Китая, некоторых стран Европы и вещевыми рынками всех крупных городов страны.
Зона охвата посетителей Черкизовского рынка выходит далеко за пределы Москвы и Московской области и включает, фактически, всю территорию России. Численность мелкооптовых покупателей составляла около 40 000 чел. в день или около 30% от общего числа посетителей. Транспортное плечо для мелкооптовых поставок Черкизовского рынка составляло около 1 500-2 000 км.
Теперь, после временного закрытия рынка, из логистической цепочки поставок одежды и обуви на оптовые и розничные рынки всех регионов страны исключено главное звено – источник поставок. Это приведет к следующим изменениям:
• Скорому появлению дефицита предложения на вещевых рынках страны, так как закупки для них, как правило, велись еженедельно;
• Вынужденному изменению дистрибуционной сети. При этом существенно возрастет посещаемость другого крупного оптового рынка Москвы — Лужников. Значительная часть мелкооптовых и оптовых покупателей Черкизовского из регионов продолжит посещать Москву и будет покупать товар уже в Лужниках. Поэтому в среднесрочной перспективе этот рынок может взять на себя роль главного звена поставок товаров, привозимых из-за рубежа в другие регионы России. Другая часть (незначительная) будет самостоятельно закупать продукцию в основных странах-поставщиках (Турция, Китай), что приведет к увеличению расходов на закупку товаров;
• Стоимость непродовольственных товаров на рынках регионов возрастет, что и будет обусловлено появлением дефицита и дополнительными финансовыми затратами продавцов.
Черкизовский рынок был открыт в начале 1990-х годов на месте огромного пустыря в Москве и в настоящее время занимает площадь 234 Га. В его состав входит 13 основных торговых зон (субрынков). При формировании рынка первыми были оборудованы торговые павильоны "Старый АСТ", "Трэйдикс" и "Илиев". По оценкам консультантов компании MACON Realty Group общее количество арендуемых торговых помещений составляет более 100 000 ед.
Подавляющее большинство (98%) представляет собой палатки и помещения в крытых павильонах. Единственный представитель цивилизованного современного формата торговли — это торговый центр "Новочеркизовский" (общая площадь 30 000 кв. м, торговая – 20 000 кв. м), который был сдан в эксплуатацию летом 2008 года. Инвестором строительства и генеральным подрядчиком являлось ООО "Дэликт", которое арендует значительную часть площади Черкизовского рынка.