С одной стороны, это связано с тем, что РФ остается второстепенным направлением для внешней политики США. С другой, Россия делает ставку на прагматичные отношения, что мешает ей стать однозначным союзником Штатов.
Эксперты считают, что встреча руководителей России и США не стала революционной для отношений двух стран. «Проблема в том, что пока администрация Обамы готова идти лишь на незначительные уступки, при этом оставляя "за бортом" обсуждение вопросов расширения НАТО или политики США на постсоветском направлении. Это было ясно и по итогам российского визита Обамы. По этим вопросам рано или поздно у Москвы возникнут новые претензии», — считает эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко.
Возможно, ситуация также связана с тем, что для США российское направление сейчас не является приоритетным. «Нужно исправлять колоссальные ошибки администрации Буша. На первом месте — далеко не российская тема, как таковая. Это и афгано-пакистанский конфликт, и иранский вопрос, и израильско-палестинский конфликт», — уверена руководитель отделения международных отношений ИАИ РГГУ Ольга Павленко. Впрочем, она дополняет: «Значение визита все-таки не стоит преуменьшать. Вашингтон и Москва демонстрируют вновь желание вести диалог. Это — уже лучше, чем тупиковый антиамериканизм или русофобия. Даже если словесных реверансов больше, чем реальных дел».
Впрочем, о резком потеплении отношений с Америкой пока речи не идет. Прежде всего, из-за позиции американской элиты. «Создается впечатление, что США не откажутся от идеи, появившейся в 2003-2004 гг., что нельзя допустить на евразийском пространстве политическую монополию России. Значит, в условиях отсутствия глобального понимания норм и пределов допустимого в мировой политике, в среднесрочной перспективе будет продолжаться политика импровизаций, интриг и "управляемого хаоса"», — заявила г-жа Павленко.
Одним из инструментов построения американских отношений с Россией служит поправка Джексона-Вэника. По мнению г-жи Войко, она «нужна Вашингтону с целью оставить себе пространство для маневра на случай, если произойдет сбой при перезагрузке. Поэтому ее и держат про запас вот уже несколько десятилетий. Но думается, что на качественное улучшение экономических отношений ее отмена все равно не повлияет. Для России отмена пресловутой поправки — это вопрос, прежде всего, имиджа, а не экономики». С ней согласен руководитель отдела анализа мировых рынков ИК «ФИНАМ» Михаил Аристакесян: «Эта поправка служит мелкой разменной монетой при очередном торге. По существу она не действует. Ежегодно президент США издаёт указ, по которому её действие приостанавливается сроком на один год. Да и вообще товарооборот с США у России практически такой же, как с Польшей. Так что важность США для экономики России сильно преувеличивается».
Участники организованной «ФИНАМом» конференции считают, что Россия вряд ли сможет стать союзником Америки. «Россия может выступать не как стратегический союзник США, но в качестве партнера по переговорному процессу. Стратегическое партнерство невозможно — прежде всего, из-за евразийского пространства, которое во многом "плоть от плоти" России, но с которым наша страна только учится заново выстраивать отношения. Геополитика Евразии — самая болезненная сфера в российско-американских отношениях», — уверена г-жа Павленко. В аналогичном русле характеризует потенциал развития отношений с США г-н Аристакесян: «Прагматичные — может быть, союзнические — нет».