На прошлой недели правительством была одобрена индексация тарифов на грузовые перевозки в 2010 году на 9,4%. Но в РЖД считают ее недостаточной и требуют компенсации из бюджета.
Прогнозируемый рост инфляции на 2010 год значительно выше индексации тарифов (инфляционные ожидания составляют 11,5%), объясняют свою позицию РЖД. Кроме того, рост тарифов на 9,4 % произойдёт от базового уровня 2009 года, который был значительно занижен. Напомним, вместо 14%-й индексации была принята поэтапная индексация — в январе на 5% и в июле на 5,7%, что соответствует среднегодовому уровню роста грузовых тарифов на 8%.
В РЖД составили два варианта финансового плана компании на 2010 год: с учетом госсубсидий и без госсубсидий. По ним стало ясно, что вариант индексации тарифов на 9,4 % без государственной поддержки приведет к убытку в размере около 60 — 70 млрд рублей. Кроме того, может произойти значительное сокращение программ капитального ремонта по основным хозяйствам, снижение объемов закупки подвижного состава, актуализируется необходимость дополнительных сокращений численности сотрудников.
«Учитывая недостаточно высокие темпы роста объемов железнодорожных перевозок, а также в целях уменьшения доли транспортной составляющей в цене товаров, ОАО «РЖД» считает необходимым при утверждении индексации тарифов на 9,4% на грузовые железнодорожные перевозки предусмотреть сохранение системы субсидирования в сумме выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в базовом и планируемом периодах, — считает президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. — Рост тарифов, безусловно, должен соотноситься с реальными возможностями экономики РФ, но компенсация выпадающих доходов должна при этом происходить в соответствующем объёме из бюджетных денег. Таким образом, в целях поддержания эффективности работы ОАО «РЖД» в 2010 году в Федеральном бюджете необходимо предусмотреть компенсацию ОАО «РЖД» выпадающих доходов в размере не менее 55 млрд. рублей на индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки».
Пресс-служба РЖД также отмечает, что за прошедшие годы потребности других естественных монополий при росте регулируемых тарифов компенсировались значительно больше. При этом ОАО «РЖД» наращивало выручку по грузовым перевозкам опережающими темпами по отношению к росту тарифов.