В среднесрочной перспективе, по данным экспертов ИА "INFOLine", уровень концентрации вагонов в собственности практически по всем видам подвижного состава будет меняться. На это повлияет масштабное списание подвижного состава (в первую очередь парка ОАО "РЖД") с истекшим нормативным сроком эксплуатации. Так, до конца 2009 года у 117 тыс. грузовых вагонов будет просрочен нормативный срок службы, в 2010 году – еще у 34 тыс. вагонов, в 2011 году – у 39 тыс., в 2012 году – 53 тыс., в 2013 году – 55 тыс. вагонов, в 2014 году — 51 тыс. При этом уже к 2012 году может возникнуть дефицит подвижного состава в размере 55 тыс. единиц (более 5% парка), а к 2015 году – более 200 тыс. единиц.
Кроме того, на изменения окажет влияние сокращение количества подвижного состава у почти 1700 мелких собственников. Они не могут обеспечить соответствующий ремонт и техническое обслуживание. На эту группу собственников приходится около 36 тыс. единиц, причем 161 собственник имеет по 1 вагону, 140 собственника – по 2 вагона, 81 собственник – по 3 вагона, 92 собственника – по 4 вагона, 99 собственников – по 5 вагонов.
При этом, несмотря на масштабное падение объемов перевозок в России в I полугодии 2009 года, которое составило 22,7%, и сокращение на 150 тыс. единиц (почти 30%) среднесуточного рабочего парка, объем закупок подвижного состава для обеспечения текущего уровня потребностей промышленности должен ежегодно составлять не менее 40 тыс. единиц.
Начиная с 2010 года среднегодовой объем инвестиций в приобретение грузовых вагонов, по данным исследования "300 крупнейших собственников подвижного состава России", составит не менее 50 млрд руб. С учетом быстрого роста величины неисправного парка (на 44% за последний год) произойдет и значительный рост спроса на ремонт вагонов.
Уже в 2010-2012 гг. среднегодовой объем инвестиций в приобретение и ремонт подвижного состава будет находиться на уровне не менее 55 млрд руб. и полностью финансироваться за счет собственных и заемных средств 300 крупнейших владельцев подвижного состава России, в том числе:
— 6 дочерних и зависимых предприятий Холдинга "РЖД", владеющих 600 тыс. единиц подвижного состава;
— 66 лизинговых компаний, владеющих почти 150 тыс. единиц подвижного состава;
— 95 независимых операторов, владеющих более чем 103 тыс. единиц подвижного состава;
— 123 компании-грузовладельца, владеющих почти 78 тыс. единиц подвижного состава
— 18 операторами, аффилированными с грузовладельцами, которым принадлежит более 34 тыс. единиц.
по материалам ИА "INFOLine"