По данным Фонда «Общественное мнение», среди трудоспособного населения почти каждый четвертый (23%) не исключает для себя возможность участия в акциях протеста. Среди незарегистрированных безработных это число вырастает до 28%, а среди зарегистрированных почти треть респондентов (32%) готовы выйти на улицу.
Вместе с тем, россияне все чаще поддерживают участников забастовок. Лишь 3% опрошенных ВЦИОМом считают, что забастовки в нашей стране недопустимы. Правда каждый пятый (21%) уверен, что это бессмысленное мероприятие и добиться забастовками ничего нельзя. Более четверти россиян (28%) думают, что забастовка – это крайняя мера, но в нынешних условиях ее бывает невозможно избежать. 19% респондентов уверены, что это нормальное средство решения назревших проблем, столько же наших соотечественников полагают, что это единственный способ добиться удовлетворения своих требований.
Тем не менее, большинство наших сограждан считают забастовки допустимыми не во всех сферах. По мнению 51% опрошенных, они допустимы во всех отраслях, кроме тех, которые обеспечивают безопасность государства. Еще четверть респондентов (24%) думают, что забастовки можно устраивать на любом предприятии, независимо от отрасли. 12% россиян говорят, что забастовки недопустимы ни в каких отраслях.
Но россияне боятся преследований из-за участия в забастовке. Почти половина опрошенных (46%) говорят, что вероятность преследований их участников есть. Треть респондентов (34%) не считают вероятными какие-то санкции к бастующим.
В то, что в ближайшие годы забастовки приобретут широкий размах, верят 32% россиян. 44% опрошенных считают, что это невозможно.
По мнению экспертов ФОМа, россияне пока не проявляют настроений, которые бы способствовали массовым протестам. «Говорить об особой депрессивности настроений безработных, об ощущении безнадежности, страхе перед будущим – т.е. о социально-психологических состояниях, нередко предвещающих вспышки протестной активности, явно нет оснований, — сообщается в отчете ФОМа. — Вместе с тем, безработные заметно чаще прочих выражают недовольство ситуацией в своих регионах и демонстрируют протестные настроения (последнее особенно справедливо применительно к зарегистрированным безработным)». Социологи считают, что если безработные и станут генератором катастрофических настроений и источником социальных потрясений, то не в ближайшее время.
Но есть и те, кто верит в протестный потенциал. «Определяющее значение имеет социальная пассивность российских граждан. На это как на неизменный фактор рассчитывают в правительстве. Однако затягивание кризиса, несмотря на постоянные обещания его скорого окончания, неизбежно вызовет перемены в общественном сознании», — полагает Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа ИГСО. По ее оценке, кризис уже породил массовое разочарование в возможностях рыночной экономики и тревогу за будущее.