В недавнем крупном интервью Германа ОскаровичаГрефа ТАССу темы поднимались разные: от коронавируса до смены правительства.Глава Сбербанка России много времени в беседе уделил российскому образованию,которое требует немедленной модернизации.
Новые модели обучения, способные создаватьразных специалистов под актуальные общемировые задачи, положительно повлияют навсе сферы, считает он: от бизнеса до власти. О проблемах дистанционного образования, практике и«мягких навыках» — глава Сбербанка России Герман Греф.
Реальность требует изменений
Школы, колледжи и университеты— это фабрики, на которых создается конкурентоспособный в нынешних условияхчеловек. Условиях, которые очень быстро меняются и диктуют свои правила: без«soft skills», социального общения, когнитивной гибкости и умения быстропринимать верные решения в таком обилии информации здесь делать нечего.
Традиционная школа неспособна дать такие навыки ученикам. 92% опрошенных школьников подтвердили, чтонынешняя система образования совершенно не эффективна: учебники не интересны,учителя не мотивируют. И с каждым годом недовольных все больше.
Современнаяобразовательная модель — определение этому термину ищет сейчас весь мир. Естьчуть более эффективные модели. Например, в Сингапуре, Финляндии, НовойЗеландии, но и они не идеальны. Сбербанк, как и любой другой бизнес,инвестирует в образование и «заказывает» навыки, с которыми специалисты будутвыходить из учебных заведений.
Практическое образование — это другая действительность
Сейчас детей учат настандартные вопросы давать стандартные ответы. Дальше — ЕГЭ и высшая школа. Итут начинаются главные проблемы: ребенок почти не сталкивался с практическимобразованием и технический ВУЗ станет для него огромным стрессом.
Не так давно провеликрупное исследование: оказалось, что выпускники Стэнфорда, Гарварда и другихвысших школ Америки после окончания ВУЗа помнят от 5 до 12% от базового курса.Все, что не связано с практическим закреплением, мгновенно улетучивается. Ещеодно исследование доказало, что троечники, как правило, добиваются лучшихрезультатов, чем отличники. Сам Герман Оскарович в интервью поделился, что былочень плохим примером для учеников — постоянно с кем-то дрался и срывал уроки.
Навыки, которые определяют жизненный успех человека
Существуеттри типа так называемых «soft skills» («мягкие навыки»). Первый тип —социальные, способствующие разным видам коммуникации: коллаборативность, навыкпубличного выступления, ведения дискуссий.
Второйтип — когнитивные навыки. Системность мышления позволяет не только до самыхмельчайших деталей проанализировать ситуацию, но и синтезировать полученныеданные, сделав общий вывод. Креативность — главный фактор создания нового. Истратегически важный когнитивный навык — навык принятия решений.
Третий и последний тип —эмоциональные навыки. Умение управлять собой в любой ситуации, способностьпонимать эмоции (не только собеседника, но и свои). К сожалению, в наших школах этому не учат.
Так как же нужно учить детей сегодня?
Последние 10 лет ГерманОскарович посвятил изучению образовательных моделей и их эффективности. Главныйтренд, который он увидел — персонализация. Лучшее образование — очное домашнее.Как в старые времена, когда у каждой зажиточный семьи в доме работал гувернер.
«Я не верю вонлайн-образование. Самыйуспешный и зрелый образовательный ресурс в мире — Coursera, где в режиме онлайнобучаются около 300 миллионов студентов по всему миру. Знаете, сколько ихстудентов от общего количества «проходят» курсы до конца? Всего 4%. А теперьпредставьте, какой процент будет у школьников», — добавил Герман Греф.
Конечно, технологии сейчас критически важны, но гораздоважнее в процессе обучения знания превращать в навыки. Таким образом, навыковоеобразование втандеме с персонализированной траекторией обучения способны подстроить системуобразования под уникальность и потребности конкретного ребенка.
Образование в периодпандемии и отмена экзаменов
Учащиеся школ и университетов пока не готовы полностьюперейти в онлайн-формат. И еще одно тому подтверждение — пандемия коронавирусаи все ее последствия.
Примерно четверть школ в России банально не имеют доступак интернету, что полностью исключает такой для них формат. Таким образом,период пандемии для учеников этих заведений проходит совсем без образования —дети занимаются чем угодно, только не науками.
Половина оставшихся из интернет-сервисов используют толькоэлектронную почту и пару мессенджеров для коммуникации учителя и учеников.Остальные имеют какие-то образовательные платформы, но еще довольно сырые, иполный цикл образования они обеспечить не могут. В этом направлении ещепредстоит долго развиваться.
«Еще одно решение, кпринятию которого мы стремимся — отмена экзаменов. Ничего, кроме стресса, посути, они не дают ни ребенку, ни взрослому. Конечно, проверять и закреплятьполученные знания необходимо, и формат небольших тестов после каждой темы —идеальный вариант. Обучение должно быть связано с комфортом и развитием, а нестрессом и страхом перед очередным экзаменом», — добавил Герман Оскарович.