Источник фото: предоставлено семьей Родиковых; Tomsk.ru
Он/Она

Любовь на разных языках. Родиковы: северные чувства, теплый брак, сила предков

10:00 / 15.07.20
10353

Я будто всегда знала, что Сергей будет моим мужем. Просто чувствовала это

Мы в социальных сетях:

Далекий и холодный Север Томской области. Село Усть-Тым. В конце 1960-х в избушке у реки поселилась семья Светланы. Вскоре после переезда семья потеряла кормильца — отца маленькой Светы. И мать, коренной хант*, воспитывала четверых детей самостоятельно. 


 Для справки:

*Ханты — коренной малочисленный народ Крайнего Севера. В большинстве ханты проживали на территории Восточной Сибири, Васюганских болотах и ХМАО. 

Светлана с детства по стопам матери обучилась мастерству коренных хантов: рыболовству, сбору ягод, трав и грибов. Именно эти знания родной природы помогли большой семье прокормиться, а народные навыки рыболовства и в будущем спасли Свету. «Что добудем, то и ели» — такой был девиз ее детства.  


… Но вернемся к избушке на берегу Усть-Тыма. Неподалеку от семьи маленькой Светы жила семья Сергея. В 2020 году пара отметила «рубиновую свадьбу» — 40-летний юбилей союза, у них трое детей и семеро внуков. 

Но знали ли тогдашние дети, которые играли и бегали наперегонки по деревне, что свяжут свою жизнь? Дети стали подрастать. И начали понимать: в их сердцах просыпаются романтические чувства. 

Сейчас Светлана вспоминает: 

«Я будто всегда знала, что Сергей будет моим мужем. Просто чувствовала это. Я с раннего детства из-за жизненных обстоятельств сама рыбачила, готовила. На все это смотрел будущий муж. Он, наверное, и приметил трудягу. И ему никто не нужен был: сама все сделаю — и наловлю, и приготовлю. Наверное, увидел: «с такой-то бабой я не пропаду», — шутит Родикова. 

 «Ну, не пропал», — улыбается в ответ Сергей и нежно смотрит на супругу. 

 Сила предков 

Сейчас Светлана активно выступает в Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Томской области: сохраняет память о культуре хант. 

Это — очень энергичная и радушная женщина, настоящая хранительница очага. Сергей — мудрый и заботливый муж. Но сколько испытаний того времени им пришлось пройти вместе: от сложностей с принятием родителей до голодных ночей за ловлей рыбы в 90-х. 

Сергей уехал из деревни учиться в томский вуз. А Светлана осталась его ждать в деревне, заканчивала школу. Не одна, а уже с ребенком под сердцем. После первенца в семье Родиковых ровно через год родилась дочь, а еще через год — еще одна малышка. 

«Мне было 19 лет, а у меня уже было трое детей. Непростое время было для жизни. Благодаря своей энергии… не знаю, откуда во мне столько сил на все.  Я всё-таки думаю, что это сила предков», — вспоминает Светлана. 

Однако родители Сергея сперва не обрадовались союзу молодых. Мать Родикова не приняла будущую невестку и ее народность. Светлана вспоминает, когда она получала паспорт, была графа: национальность. Она вписала свою — хант. Мать Сергея просила поменять именно эти данные. Но Светлана сохранила свою уникальную идентичность северного народа. И сейчас рада, что не сделала ошибки. 

 Хождение по льдам и шестое чувство 

«Бегущая лошадь умирает на ходу». Эту присказку Светлана применяет к своей жизни: они всегда в движении, паре приходилось порой буквально выживать и расти в суровых условиях. 

«Как-то Сергея пригласили в Каргасок, в район работать. Было страшно переезжать с ребятишками. Он уехал, проработал полгода там. Нам дали жилье в двухквартирнике. И осенью я сама, на барже, во льдах, со свекром, детьми и коровой поплыла до мужа». 

Правда, в тот раз на холодной реке пара разминулась: Сергей поплыл за семьей к дому, потом  пешком по льду. А Светлана — плыла в его сторону. Но она чувствовала, что разминутся. Она всегда чувствует. Это особенная связь:

«Он у меня на вахте много лет проработал.Телефонов же тогда не было. Это сейчас: позвонил — и все, а тогда такого не было. И я всегда знала, когда он вернется домой, хоть и увозили их без дат. Но знала. И никогда не ошибалась». 

 «Что похлопали, то полопали» 

Один случай из жизни пары остался в памяти на всю жизнь. Конец 90-х, деревня. Зарплаты нет. Сергей со Светланой отправились ловить рыбу — единственная возможность прокормиться. Шли в ночь, чтобы дождаться одного момента утром — когда вскрикнет птица мартын, — лишь тогда можно закинуть тонь и зачерпнуть рыбу, пока та возле берега. Как только мартын кричит — рыба разлетается. Об этом рассказывает Светлана. Хантыйское рыболовство и «чтение» природы — отдельная наука, которую передала ей мать. 

Ночь. Муж и жена лежат в лодке, ждут крик птицы, смотрят на небо. Холодно… 

— Сереж, неужто мы с тобой так всю жизнь будем жить? Где наша с тобой звезда? — стучит зубами и мягко прижимается к супругу Света. 

— Мать, я-то откуда знаю? — вздыхает Сергей Родиков. 

Молчат. Смотрят вверх, на небо. А оно — звездное, яркое. Глядят прямо — на родную деревню. Она так далеко от их одинокой и промозглой лодки, там огни и люди в теплых постелях. 

— Не горюй, милый. Все у нас хорошо, дорогой. Вместе все проплывем. — крепится духом Родикова. 

Весь тот вечер они не могли ничего поймать, ждали утро. В нужное время закинули тонь, вытащили — а там огромная нельма. Редкая и вкусная рыба. 

— Сережка, это Бог нас благодарит! — обрадовалась Света. — Наверное, целенаправленно к нам плыла. 

«Только сейчас я начала понимать поговорку: «Вы идите — вам воздастся»», — вспоминая об этом случае, подытоживает Светлана Родикова. 

 Не покладая рук

Сложностей в отношениях внутри семьи не было. Лишь внешние трудности порой присутствовали у Родиковых. Перестройка, проблемы с работой. Все «прелести» той эпохи. Единственное, что их спасало, — труд.  Пара держала скотину, рыбачили, ходили в лес. Спали по три часа в сутки, вспоминает сейчас Сергей. 

«Мы голодные времена пережили спокойно, знаете почему? Потому что у нас была скотина, на время перестройки у нас была ямка (холодильника не было, не на что было купить даже). А у нас — три коровы, масла полно. Мы его топили, и в эмалированных ведрах стояло в этой ямке наше масло топленое. А ягоду тоже сохраняли, орехи отбирали. Зато никогда не болели. А если болели — никаких лекарства не нужно было. Все дала земля», — говорит Светлана.

С самого утра семья управлялась в доме; затем шли в лес за шишкой, брали грибы, ягоду, полезные травы. Потом — снова домашнее хозяйство. Затем ориентировались по луне, когда можно ловить рыбу, и шли на речку. После улова — в ночь солить. И снова подъем в 6 утра: телята кричат, коров нужно доить, начинается суета. 

«Ну а как, у всех работа, у всех скотина. А если бы мы легли валяться на печи,  нас никто не накормил. У нас вот три улицы было, и все — трудовые люди. Мы не начальники, чтобы нам откуда-то что-то капало. Вот принес своими руками — наелся», — говорит Сергей. 

Но вот рыбалка стала поистине большим романтическим хобби пары. Они вдвоем часто уплывали и удили рыбу. Для Сергея и Светланы это было лучшее время вдвоем. Сергей на «классические» мужские рыбалки не выезжал. Да и зачем — жена такой знаток. 

«Ты неправильно сошку ставишь. Надо редком вот сюда опустить! А он говорит по-другому. И у нас прямо спор возникал, как правильно снасти ставить. Но так интересно», — улыбается Светлана. 

Сквозь тернии в рай: секрет долгой любви 

Сейчас Светлана и Сергей живут в Томске, в своем большом доме. У Светланы — огород и цветник — отдельная любовь. У Сергея — постоянная «ручная» работа в быту. К труду привычку не отбить. Заходишь к ним домой — и будто ты сам часть этой теплой и дружной семьи. Так тут устроено. На столе — все свое. Хлеб вот-вот испекла Светлана, чай — тоже, домашний, из собранных трав.  

«А вот мед из одуванчиков, пробуйте», — наливает миллениалам кулинарную экзотику хозяйка. Пробуем — и правда, невероятный вкус. 

«Мы живем вот так сейчас, я выхожу каждое утро и Бога благодарю. Говорю: «Господи, это рай на земле!» Реально рай. Я не знаю, что люди видят в своем раю, а для меня вот это рай. Я выхожу — воздух свежий, зелень, птицы поют, такое единение души с природой — красота. Я не знаю, может быть, люди думают, что рай — на яхтах покататься…» — смотрит в окно Светлана на богатую зелень своей рассады. 

Эта история больше не про трудности тех лет, не про межнациональный брак, хотя это играет здесь большую роль. История эта про то, как сохранять отношения и чувства десятки лет. И Родиковы — великолепный пример крепкой семьи. Это так актуально сегодня: высокая статистика разводов, молодежь пересматривает отношение к институту брака. Рассказ о Светлане и Сергее хочется завершить их же советами о сохранении союза и принципами семейной жизни: 

— Кто-то в семье «машет шашками», характеры разные. Но всегда побеждает терпение и вера в человека. В партнера.
— Если есть хоть капля любви — не расходитесь. Говорите друг с другом.
— Мужчине важно чувствовать себя мужчиной.
— Нужно уметь сглаживать углы.
— Все проблемы — в голове.
— Говорите о своих желаниях, потребностях и переживаниях вслух.
— Терпение и понимание — фундамент отношений. 


Россия — многонациональная страна. Согласно официальной переписи населения, здесь проживает более 190 народов. Разные традиции, обычаи, языки. Но мы — вместе. Через века мы шли рука об руку и создавали союзы, развивали государство. Что помогает укрепить сплоченность общества и разных культур? На наш взгляд — любовь.

«Любовь на разных языках» — невероятные истории межнациональных пар. Невероятные — потому что любовь невидимой нитью, связывая двух людей, создает настоящую магию. А история — это наше прошлое, настоящее и будущее, в которое мы идем вместе.