Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Томичка создает куклы, за которыми стоит очередь из коллекционеров со всего мира. TomskCraft: талант оживлять предметы

10:00 / 10.07.21
14981

Алиса Мильденберг занимается авторскими коллекционными куклами уже 13 лет

Мы в социальных сетях:

Дореволюционная Сибирь славилась своими мастерами, и Томск был одним из крупнейших ремесленных центров. В XIX веке ремеслами занималось больше 10% населения Томского уезда. Многие крестьяне переселялись в города, шли на мануфактуры. В советские годы ремесла потеряли свое значение — на смену пришли заводы.

Tomsk.ru в десяти выпусках проекта TomskCraft расскажет про уникальных сибирских ремесленников, которые продолжают творить искусство в наши дни. У нас вы сможете прочитать их истории, послушать подкаст, посмотреть фото и увидеть их работу на видео.

«Чьи руки с ногами опять лежат?!»

Алиса Мильденберг занимается авторскими коллекционными куклами уже 13 лет. Куклы делает из папье-маше и различных видов пластика, предпочитает японских и американских производителей. Некоторые материалы сами застывают, другие приходится запекать. 

— Вот такая «расчлененка», — показывает Алиса на части куклы, лежащие на столе. — Сейчас использую аэрогриль, а раньше в духовке запекала части тела. Папа еще возмущался: «Чьи руки с ногами опять лежат?!»

У неподвижной куклы скрытое одеждой тело делается из проволоки, шерсти, синтепона, опилок и ткани. Сейчас мастер делает полушарнирную куклу: из ткани в ней будет только часть груди и таза.

Волосы для кукол Алиса делает из козьей шерсти. Покупает шкурки с подходящими «волосами» в Интернете.

— Человеческие волосы в куклах не используются. Это считается признаком дурного тона, но такой миф ходит среди обывателей. Человеческий волос не пригоден для кукол, он толстый.

По словам Алисы, стоимость куклы зависит от удачности образа, размера и  качества материалов. Для своих кукол мастер старается шить наряды из натуральных тканей.

— Натуральные материалы хорошо драпируются, красиво лежат. В работе чаще всего я использую японский хлопок, батист, натуральный и дикий шелк. При выборе тканей для меня важна фактура, плотность, цветовая гамма.

Использует в своей работе Алиса и винтажные ткани с аксессуарами, покупает на выставках или на площадке E-bay. В «заначке» у Алисы есть французские пуговицы 1930-х годов, платье, которому больше ста лет, 60-летний кукольный немецкий велосипед ручной работы, качалка для кукол из дуба начала прошлого века.

По словам Алисы, каких-то специализированных инструментов для работы над куклами нет — каждый использует то, что ему нравится.

— Бывает, смотришь и думаешь: как он этой кривой лопаточкой лепит? А результат получается отличный. У каждого мастера свои фишки, свои методика лепки. Например, я кисточками примазываю самозастывающий пластик, а кто-то стеками.

Кроме кисточек мастерица любит стоматологические инструменты и инструменты для маникюра. Также использует в работе электрошпатель, мини-дрель, плоскогубцы, молоток.

Начинается кукла с головы — формируется каркас из фольги, а затем на него наносят пластик. Подвижных кукол ожидает «трепанация», для установки креплений: мастер извлекает фольгу из изделия, так как она может повредить резинку, соединяющую голову с шеей.

Алиса рассказывает, что кукольник должен сочетать в себе многие профессии и ремесла: «Мы и парикмахеры — нужно постричь куклу, портные — нужно одеть куклу, скульпторы, дизайнеры, визажисты, обувщики. Помимо этого, ты должен красиво презентовать свои работы зрителю и коллекционеру». 

Когда для куклы изготавливают съемную обувь — соблюдаются практически все технологические процессы, что и в создании обуви для людей. Делают колодки, растягивают кожу, устанавливают люверсы.

Все куклы, которые делает Алиса, уникальны, одинаковых лиц нет. Формы и заготовки при создании кукол мастер не использует.

— Мне не интересно работать с одними и теми же лицами, всегда хочется новых образов, новых идей. Хотя часто бывает так, что просят сделать повтор какой-либо работы —  я чаще всего отказываюсь. Раньше пару раз шла на уговоры, делала «по мотивам» кукол, но они все равно получались другими.  И в результате заказчик оставался недоволен — он хотел получить повтор, точную копию. Я стараюсь спокойно относиться к таким ситуациям. Ценностью авторской коллекционной куклы, на мой взгляд,  как раз и является ее неповторимость.

Кукла как вложение

Сегодня куклы Алисы покупают коллекционеры из Англии, Франции, Австралии, Тайваня, Канады, Японии. Покупают кукол и томичи.

Два раза в год Алиса возит своих кукол на международную выставку в Москву, куда съезжаются мастера из России и зарубежья, там же знакомится и с коллекционерами.

Самое дорогое изделие, проданное Алисой, — композиция «Чайная церемония», которую она делала на заказ. Стоила работа около 60 тысяч рублей. Есть на московской выставке и куклы стоимостью больше миллиона рублей.

Отдельная история у Алисы связана с перелетами. В основном своих кукол она сдает в багаж. Но иногда приходится везти их в руках. Так было с коллекцией «Золотой ключик». Большую куклу Карабаса-Барабаса не хотели пускать на борт.

— Пришлось вызывать начальника рейса и объяснять ему, что эту куклу я не могу сдать в багаж, потому что она просто не переживет полета. Карабаса-Барабаса  разрешили  взять на борт. Полет проходил с куклой в обнимку, коробка с куклой лежала у меня на коленях.

Алисе забавно смотреть на лица работников, которые просвечивают чемоданы: «Они сначала такие в недоумение, а потом я говорю, что это кукла лежит…» В томском аэропорту Алису уже знают, знают ее и коллекционеры.

— Кто-то имеет в коллекции больше трех моих кукол. Есть даже постоянные покупатели, которые периодически заказывают что-то новое для своей коллекции, они стараются не ограничивать меня в творчестве, дают мне возможность «разойтись». Заказы беру только у тех коллекционеров, с кем я на одной волне. У всех кукольников бывает, что люди иногда заказывают изделие: «Хочу-хочу, сделайте-сделайте». Ты тратишь время, вкладываешь душу, находишь коллекционеров — кукла готова. А они говорят: «Знаете, это не то, что мы хотели…»

По словам Алисы, коллекционные куклы со временем только дорожают. Десять лет назад у нее купили куклу за 15 000 рублей, недавно ей написали, что за нее предлагают уже 150 тысяч рублей.

Иностранным коллекционерам кукол Алиса продает через онлайн-платформу Etsy, которая специализируется на изделиях ручной работы и старинных вещах.

По словам Алисы, у зарубежных покупателей другое понимание куклы, не такое, как в России.

— Они образы интересные любят. У нас любят что-то такое няшное, с толстенькими губками, а иностранцы любят какую-то необычность образов. У меня была кукла, которая в Тайвань уехала, она лет шесть не продавалась, кому бы я ее ни показывала в России. Это была мушка с необычным лицом в технике «тедди-долл», в необычной цветовой гамме.

Часто во время продажи происходят интересные истории: Алиса считает, что  хозяевам кукол становятся неспроста.

— Вот недавно на осеннем кукольном салоне девушка приобрела несколько кукол, я упаковываю их, и тут она спрашивает, показывая на куклу-ангела: «А как ее зовут?». Отвечаю: «Мия». Она замерла. Оказалось, что она купила ее своей крестнице, Мии. 

Крупицы знаний

В Томске Алиса регулярно проводит мастер-классы, на которых ученики создают куклы. Проводила мастер-классы по Буратино, Деду Морозу и Снегурочке. Сейчас планирует провести мастер-класс по созданию бабушки-хранительницы дома.

— У меня уже школа сложившаяся, есть постоянные ученики, приходят и новые люди обучаться. Я стараюсь всегда что-то новенькое, необычное сделать. Кто-то приходит научиться кукольному делу, кто-то приятно провести время, окунуться в творческий процесс и заодно пообщаться друг с другом.

Один мастер-класс длится в районе 36-40 часов. Но все зависит от куклы — создание Деда Мороза и Снегурочки заняло около 70 часов.

Сама Алиса тоже постоянно учится, ходит на мастер-классы, ищет информацию в книгах и в Интернете.

— Я до мозга костей гуманитарий. Мне сложно дается «придумывание» каких-то технических моментов, я покупаю мастер-классы других мастеров, у которых могу подглядеть решения интересующих меня процессов… Я не копирую их, но пытаюсь с помощью мастер-классов сэкономить свое время.

Сейчас Алиса делает непривычную для себя шарнирную куклу — постоянно ищет информацию в Интернете, читает книги. 

По словам Алисы, сейчас все доступно, а 13 лет назад  информации практически не было.

— По крупицам собирали с Интернета. До смешного доходило: не могли понять, что за пластик. Помню, одна девчонка слепила из запекаемого пластика куклу и пишет на форуме, что уже месяц стоит фигурка на холодильнике и не сохнет, но пылью покрывается. А потом мы узнали, что нужно было куклу положить в печь.

«Куклы вошли в мою жизнь окончательно»

Заниматься куклами Алиса начала в 2008 году. Первое образование у мастера музыкальное — играла на фортепиано, дирижировала, второе — пиар-менеджмент. До кукол Алиса владела собственным риэлтерским бизнесом в Томске.

— Я родила ребенка и решила сделать куклу, чтобы была похожа на ту, что мы делали с мамой в детстве. Начала искать информацию в Интернете. Каким–то волшебным образом попала на ресурс «Куклы.ру» и потерялась… Я в течение месяцев трех только собирала информацию. Как сумасшедшая скупала все, что более-менее было похоже на профессиональные материалы. Сделала первую куклу, и меня понесло…

В 2010 году Алиса первый раз побывала на выставке в Москве, привезла  туда свою первую куклу. Тогда работу не оценили, но сейчас кукла находится в частной коллекции во Франции.

— Потом я попала в аварию, получила перелом позвоночника. На работу ходить я не могла. У меня был корсет, в котором нельзя было сидеть, могла только лежать и стоять. Врач мне объяснила определенную технологию сползания  с кровати. Когда я вернулась из больницы, попросила соорудить рабочее место: мне прикрепили на гладильную доску две лампы, я смогла опереться на стенку и продолжила делать кукол. Дикое было желание вернуться снова на выставку, заниматься любимым делом. И вот как-то ходить начала, прыгать, и куклы вошли в мою жизнь окончательно. В какой-то мере я даже благодарна тому, что произошло.

В риэлтерском деле, по словам Алисы, зарабатывать получалось больше — долгое время куклы почти не приносили доход. При этом одна поездка на выставку обходилась в 50 тысяч рублей.

Сейчас Алиса понимает, что куклы сопровождали ее всю жизнь.

— Мне года четыре было — бабушка меня учила лепить. Она на тот момент работала на пилораме сторожем. Мы хлебный мякиш мешали с опилками, и я лепила лошадок. (момент интересный, живой очень, но если все-таки не хотите – уберем). Мама вязать научила меня в пять лет.  У нас в Кисловке, в музее Томского района, сохранились мои первые работы. Современные дети в этом плане не такие, как были мы. Многое им заменили гаджеты, но есть детки, которым интересно все, что связано с рукоделием, и очень приятно, что ко мне приходят молодые ученицы. Одна девочка пришла ко мне, когда ей было 14 лет, сейчас ей 20.

«Желаю сделать мир добрее»

— Я работаю, можно сказать, круглосуточно. Могу с утра сесть, а очнуться в два часа ночи — надо спать. Причем у меня не будет физической усталости. Просто глаза заболят от напряжения. Близкие часто шутят: «Алиса ушла в астрал!» Творческий процесс полностью поглощает меня, и я порой не замечаю, как проходит время. Кстати, это не только у меня так, практически у всех кукольников есть такое.

По словам Алисы, она никогда не будет заставлять себя работать. Ни одна кукла не была для нее «мучительной».

— Мало того, когда я себя плохо чувствую, я не буду работать. Кукле передается эта энергетика. Был случай: я себя плохо чувствовала, запекала, и голова чешуями шла. Делаю вторую — она тоже чешуей идет. А это брак, выбрасывать только. Сказала себе: «Стоп!» Пару дней просто полежала, своими делами позанималась, и все нормально.

У каждой куклы, которую делает Алиса, есть имя и паспорт.

— С куклами передаешь частичку своей души, поэтому куклы где-то похожи на тебя. Мне часто на выставках говорят об этом. Я верю, что благодаря куклам где-то останется упоминание об Алисе Мильденберг, что я не зря жила, не зря творила, что на каком-то кусочке земли будет жить моя кукла.

В этом плане всегда бабушку вспоминаю: пошли с ней за грибами и заблудились, я маленькая была. Сидели… Она не паниковала, вспоминала дорогу. «Алиса, — говорит, — каждый человек в этой жизни оставляет свой след». Мне было лет пять: «Как так? Это же вся земля истоптана будет». Сейчас я понимаю это по-другому. Каждый оставляет свой след. Верю, что мои куклы где-то будут жить. И когда меня не будет, моя частичка души останется в этом мире. Это круто!

Почти все Алисины куклы — сказочные персонажи, за каждым из которых своя история. Мастер относится к куклам, как к детям, разговаривает с ними, каждую куклу целует — для нее все куклы живые.

— Я давно определила миссию — своим творчеством хочу сделать мир чуть красивее и добрее. Чтоб в нем было место чему-то сказочному и волшебному. Нам в жизни не хватает доброты и улыбок, веры в чудеса. В погоне за какими-то делами, деньгами мы забываем о душе, а в каждом из нас живет ребенок с чистой и доброй душой.

Недавно на выставке идет мужчина, такой серьезный-серьезный, подходит к моим работам и начинает вдруг улыбаться, пытается рассмотреть куклу, даже потрогать. Как мне кажется, на это мгновение, на эти секунды он забывает о проблемах, внутри него пробуждаются детские эмоции, от которых ему становится тепло…  Вот ради таких моментов я и работаю.


Нас удивляют все герои проекта TomskCraft. Здесь можно посмотреть все выпуски и встретить новые материалы.