Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

«Чудо-печка»: томские ученые создали прибор для лечения рака костей

10:00 / 14.09.21
2788

При его использовании необходимая доза химиопрепарата уменьшается вдвое

Мы в социальных сетях:

Рак костей встречается реже остальных видов онкозаболеваний, поэтому методик для его лечения довольно мало по сравнению с другими видами рака. Правда, от этого они не становятся менее важными, ведь речь идет о спасении человеческой жизни. Одной из таких редких  методик является использование аппарата «Феникс-2».

Оборудование создали инженеры Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Идея изготовить прибор, нагревающий раковые опухоли, принадлежит бывшему ректору вуза Анатолию Кобзеву. Разрабатывать «Феникс-2» начали в 2007 году.

Вначале его ориентировали на лечение опухолей мягких тканей, пока к исследователям университета не обратился врач НИИ онкологии Илья Анисеня. Он предложил сосредоточиться на лечении рака костей, и сам был готов использовать прибор на операциях.

Как улучшилась жизнь пациентов

Пока при помощи оборудования пролечили лишь 15 пациентов. Говорить о внедрении методики по всей России можно будет тогда, когда их число превысит сотню. Илья Иванович рассказал о двоих больных, чью жизнь прибор изменил в лучшую сторону.

Одной из них была 25-летняя девушка, студентка томского вуза. Врачи ставили ей диагноз «саркома большой берцовой кости». Если бы не «Феникс-2», ей бы  пришлось удалить примерно 20 сантиметров кости, заменить коленный сустав на искусственный. Сейчас у нее стойкая ремиссия, а могла бы быть массивная металлическая конструкция в ноге. Говорить об окончательном выздоровлении и расставании с врачами, разумеется, пока рано, но уже сейчас девушка может нормально передвигаться и ничем не отличается от однокурсников, с которыми уже второй год бегает на занятия и вечеринки.

Другой пациент приехал в Томск из Бурятии. В 36 лет у него была 2-я стадия саркомы плечевой кости. Благодаря прибору ему тоже удалось остановить опухолевый процесс.

На операциях вместе с хирургами находятся и инженеры ТУСУРа, ведь работа над усовершенствованием метода и выбором наиболее оптимальных режимов воздействия не останавливается.

«Уже сейчас прибор может использоваться самостоятельно, но мы работаем над тем, чтобы врач не думал о технических деталях и настройках», — объяснил научный сотрудник лаборатории биомедицинской электроники ТУСУРа Сергей Матюшков.

Инженеры и врачи постоянно анализируют результаты лечения, проводят контрольные обследования, повторные биопсии. На сегодня можно сказать, что при использовании «Феникс-2» дозы дополнительной химиотерапии можно уменьшить почти вдвое. Кроме того, отмечено замедление роста метастазов, увеличение сроков ремиссии по сравнению со стандартными видами лечения.

Традиция поступать в ТУСУР

Чаще остальных инженеров на операциях присутствует Сергей Матюшков. Молодой человек рассказал нам о своих впечатлениях от проекта. Работой с «Фениксом» он занимается со 2-го курса.

«Помню, привезли 16-летнюю девушку. Со слов врачей, я понял, что эта операция у нее уже шестая. Тогда меня сильно зацепило. Мы ведь привыкли, что чаще раком болеют пожилые, но на самом деле от него не застрахована и молодежь. Это еще больше стимулирует совершенствовать наш прибор и помогать людям», — рассказал инженер.

Как признается молодой человек, вуз и профессию он выбрал с детства. Шесть родственников Сергея, в том числе и отец, закончили ТУСУР. Он всегда видел, с какой радостью тот мастерит полезные для дома вещи, и все время пытался ему помогать.

«Что я только ни пытался сделать в школе, правда, довести до конца ничего не удавалось. Сейчас помню только про автомобильную сигнализацию, но были и еще идеи. Зато твердо убедился, что хочу стать инженером, и ни разу не пожалел с тех пор», — делится с нами исследователь.

Сейчас, помимо работы над «Феникс-2», Сергей занимается и собственным проектом. Вместе с единомышленниками он создает опытный образец прибора для галотерапии. Разработка поможет для профилактики коронавирусной инфекции и других заболеваний легких.

Что дальше?

Врачи и инженеры продолжают совершенствовать прибор, чтобы в дальнейшем иметь возможность внедрить его в каждую клинику России, где занимаются лечением онкозаболеваний. По расчетам Ильи Анисени, команде понадобится еще 5-7 лет.