Западная тенденция политического пиара в интернете дошла и до Томска – недавно на сайте областной думы заработал видеоблог Бориса Мальцева. Спикер обратился к томичам с первым посланием, пообещав говорить «правду и только правду» в своем блоге, при этом потребовав того же от комментаторов блога. «Правда» пользователей, по его словам, будет учитываться при рассмотрении вопросов в облдуме и принятии решений.
Первое выступление в видеоблоге Мальцев посвятил теме финансового и экономического кризиса. Спикер, напомнив о недавно принятом законе о государственных гарантиях на банковские вклады до 700 тыс. рублей, попросил пользователей не создавать панику и оставлять свои банковские вклады в банках.
Тем, «кому очень сильно неймется», и тому, кто имеет большой объем свободных денежных средств, спикер посоветовал приобретать недвижимость, на которую сейчас упала цена. «Это надежное вложение денег и, с другой стороны, помощь строителям», — сообщил спикер.
Видеоблог — не первое общение Мальцева с пользователями в сети. Девять раз спикер проводил интерактивные конференции на самые актуальные темы. Теперь же он решил продолжить диалог немного в другой форме — более современной и лаконичной. Таким образом, Борис Мальцев стал чуть ли не первым региональным политиком, выбравшим такую продвинутую форму общения с публикой (посмотреть видеоблог Бориса Мальцева можно по адресу http://duma.tomsk.ru/page/11513/).
Пример подобного диалога месяц назад подал президент Дмитрий Медведев, блог которого выведен на стартовую страницу президентского сайта – http://president.kremlin.ru/. Стоит отметить, что технологии интерактивной коммуникации между политиком и избирателем не являются российским ноу-хау. Ещё в 2003 году кандидат в президенты США Говард Дин создал блог, посвященный ходу предвыборной кампании – Dean Call To Action. Эксперимент был почти удачным: кандидат от демократов вошел в историю как человек, собравший в ходе предвыборной кампании через интернет 5 миллионов долларов. Сами выборы он, впрочем, проиграл.
Другой, более эффективный пример показала канцлер Германии Ангела Меркель, открывшая во время предвыборной кампании видеоблог. Эффективность этого приёма также вызвала сомнения у экспертов, отмечавших некоторую официозность видео-сообщений. С другой стороны, пример Меркель оказался заразителен и популярность видеообращений среди немецких политиков значительно возросла. Общаются с избирателями через интернет и другие политики высшего уровня. Это и француженка Сеголен Руаяль, и венгерский премьер Ференц Дюрчань, и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад.
Российские политики в большей мере ограничиваются интернет-дневниками, например, на портале livejournal. Разговоры о политике – пожалуй, самые оживленные в ЖЖ – живых журналах. Создано уже несколько десятков «политических» сообществ – в частности, org_ru_politics, politclub, politics, politnauka, ru_politanalys, ru_politic, ru_politics и другие.
Среди политиков ЖЖ имеют Виктор Алкснис (v_alksnis), Никита Белых (belyh), Гарри Каспаров (kasparov_ru — сообщество), Леонид Невзлин (nevzlin), Валерия Новодворская (vnovodvorskaia), Евгений Ройзман (roizman), Виктор Шендерович (shenderovich) и другие. Среди них есть не только оппозиционеры, но и те, кто продвигает официозные взгляды. Так, например, свои журналы ведут многие пользователи, сотрудничающие с Фондом эффективной политики (ФЭП) Глеба Павловского – в частности, Максим Кононенко (mrparker, maxim-kononenko), Павел Данилин (leteha), Тимофей Шевяков (tarlith) и так далее. На blogs.mail.ru совсем недавно открылся журнал Владимира Жириновского.
В России, в отличие от Запада, где популярность того или иного политблоггера исчисляется десятками тысяч постоянных читателей, считается хорошим результатом обзавестись парой-тройкой тысяч «френдов», значительная часть из которых в той или иной степени имеет отношение к СМИ. Аналитики отмечают, что этот способ информирования «акул пера» и используется для вброса всевозможных слухов и предположений. Таким образом, блогосфера становится своеобразным придатком официальных СМИ и всерьёз рассматривается политтехнологами в качестве эффективного PR-инструмента в период предвыборных баталий.
Интерес российские политики проявляют и к социальных сетям, наиболее популярными из которых по-прежнему остаются «Одноклассники» и «В контакте». Так Дмитрий Медведев как-то заявил, что «покопался в «Одноклассниках», из чего следует, что он пользовался поиском, а значит, имеет свою страницу. Правда, найти его мешают 60 виртуалов, также зарегистрированных на портале и выставивших фото и персональные данные президента.
Стоит отметить, что интернет-пользователи проявляют интерес не только к федеральным политическим верхам. Так, например, не столь давно на сайте «В контакте» появилась страница, якобы принадлежащая и.о. мэра Томска Николаю Николайчуку. Подлинность страницы вызывает большое сомнение хотя бы только потому, что изначально в личных данных было неверное указание школы, в которой обучался Николай Алексеевич. Позднее информацию о школе убрали. Владелец страницы состоит в группе однофамильцев под названием «Николайчук рулеzzz» и даже имеет 133 друга. Правда, «друзья» Николайчука признаются, что и сами не знают, кто автор этой страницы. А увидев заявку с текстом «Николай Николайчук хочет добавить Вас в друзья», просто посмеялись и приняли предложение.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: www.opioko.ru