Источник фото: Tomsk.ru / Карлос Энрике Гарсия Серпас

«Зимой лучше работают мозги»: как химик из Сальвадора нашел в Томске любовь всей жизни и работу мечты

10:00 / 19.07.22

Каким увидел Томск сальвадорец Карлос Энрике Гарсия Серпас

Полет от Томска до Сальвадора займет больше 30 часов. Сальвадор – это шикарные тихоокеанские пляжи, горы и вулканы, тропические леса, кофейные плантации. Томск – это каток, где на первом же свидании можно влюбиться на всю жизнь. Это работа мечты для инженера-химика, занимающегося математическим моделированием. Это люди, на первый взгляд, жесткие, но на самом деле очень открытые. Каким увидел Томск сальвадорец Карлос Энрике Гарсия Серпас, переехавший сюда семь лет назад, рассказываем в специальном проекте «Новая Родина».

Историю Карлоса можно послушать в подкасте:

Спроси прохожего в Томске «Где находится Сальвадор?» — и наверняка не каждый даст правильный ответ: в Центральной Америке. Но противоположный конец земного шара Карлос выбрал не случайно.  В своей стране он закончил бакалавриат как инженер-химик и стал искать, где продолжить профильное образование.

«У меня был богатый выбор, где учиться дальше: Япония, Англия, Штаты, Канада… У нас в Сальвадоре предлагаются бюджетные программы в иностранных вузах, но студент чаще всего обязан вернуться минимум на два года, чтобы применить на родине полученные знания. Конкретно в моем случае я хотел исключить данное ограничение и оставить для себя открытыми все возможности профессионального и персонального развития. Как в дальнейшем история показала, это было верное решение: если на Родине я работал в производстве сахара, спирта и геотермальной электроэнергии, в России я проник в такие области, как ядерная, авиационная, пищевая, нефтехимическая и фармацевтическая промышленности, выучил новый язык и нашел суть своей жизни в виде собственной семьи», — рассказывает Карлос.

«Инженерная химия – это удачный брак между чистой химией, математикой и «железом». В ранние университетские годы я понял, что это мое дело, мне действительно понравилось. Увидев фантастические результаты этой деятельности в виде блестящих аппаратов, заводов и узнав, что для их реализации потребовались весьма интересные математически-компьютерные инструменты, то захотел и дальше развиваться. В России я нашел удачное сочетание хорошего химического образования и возможностей работать, даже при этом получить гражданство. Если вы иностранец, готовый учить русский язык и сделать что-то полезное для общества, все двери открываются сразу!» — отмечает Карлос.

Идеальное для себя направление Карлос нашел в Томском политехе — химическая технология, с широким спектром профессиональной деятельности: от оптимизации химико-технологических процессов  и математического моделирования до нефтехимии и биохимии. В 2015 году он в компании 14 сальвадорцев прилетел в Россию. Сначала отправился в Тюмень – на подготовительный факультет по русскому языку. Год спустя переехал в Томск.

«Он мне сразу понравился — маленький, уютный. Это для меня ключевой момент. Столица Сальвадора – это тоже маленький городок, но весьма суетный, шумный, круглый год жарко и нет покоя. В Томске всегда есть куда сходить – из-за большого количества молодежи много арт-пространств, показов, концертов. Окончательно Томск понравился мне тем, что здесь я встретил любовь всей своей жизни, свою жену. Она томичка, мы познакомились через Тиндер – это было мое первое и единственное свидание через этот сайт. Договорились встретиться на катке. Первый раз в жизни я стоял на коньках. Ей стало смешно, а потом интересно», — улыбается Карлос.

К морозу и снегу наш герой привык быстро, и говорит, что ему комфортно зимой – лучше работают мозги. Хотя и жара приветствуется!

«В Сибири откровенные, гостеприимные люди. От сальвадорцев по характеру отличаются лишь языком. Правда, структура самого языка накладывает отпечаток на манеру общения, ведения разговора. Первое время она казалась мне даже агрессивной. А потом – приспособился. Когда в медовый месяц мы ездили с женой в Сальвадор, родители упрекнули, что я стал вести себя жестче. Но это связано, я думаю, именно с логикой русского языка: он проще, жестче и эффективнее. В испанском мы закидываем слишком много лишних слов в разговор, да и улыбка у нас очень дешева», — говорит Карлос.

К концу магистратуры в ТПУ Карлос начал искать работу по специальности, чтобы применить свои знания. Через научного руководителя узнал об Инжиниринговом химико-технологическом центре ТГУ, который решает разные задачи для химической промышленности. Пришел на собеседование – и сразу был принят.

«В ИХТЦ важная доля расчетной нагрузки за мной.  Можно сказать, одна нога у меня в поле математики, другая – в поле химической технологии.  Например, математические расчеты нужны, чтобы лабораторные результаты исследований перенести на пилотный масштаб (скажем, в лаборатории получили 1 литр продукта, на пилоте хотим 1 тонну), и дальше на промышленное производство. Также мы занимаемся оптимизацией уже существующих в промышленности аппаратов – подбираем режимы, чтобы получилось больше целевого продукта или повысилось его качество», — поясняет Карлос.

Последние месяцы работа ИХТЦ стала особенно востребована – импортозамещением озаботились все отрасли, от фармации до оборонки. А химия – практически везде…

«В России в плане химического инжиниринга я чувствую себя, как Чарли на шоколадной фабрике, — смеется Карлос. — Здесь я вижу огромное поле для работы, потому что развиты химические технологии и технологический рынок. Плюс есть огромный  массив накопленного с советских времен знания, и это знание  весьма систематизировано. Только нужно преодолевать языковой порог, чтобы обнаружить столько красоты. Очень много информации, много гениев, блестящих ученых, и с этими людьми легко общаться – нет никакого барьера».

«К своему большому удовольствию, я вижу потребность в моей профессии в России, — говорит Карлос Гарсия Серпас. — Нужны люди, способные считать аппараты, процессы, ведь везде требуются цифровые двойники, разработка правильных математических моделей. Марш вперед в плане развития страны идет очень интенсивно».

Все выпуски проекта «Связано по-томски» здесь.