Серебряный призер региональной студенческой олимпиады по русскому языку как иностранному. Абсолютный чемпион Томской области в пляжном бодибилдинге. Это – главные достижения студента ТУСУРа Абу Уаттара из Кот-д’Ивуара за четыре года жизни в Томске. На первый взгляд, эти два титула никак не связаны, на самом деле в спортзал Абу пришел для того, чтобы практиковаться… в русском языке. Сколько времени нужно, чтобы прийти в идеальную форму, и что такое «треугольная жизнь», которой часто живут иностранные студенты – в новом выпуске спецпроекта tomsk.ru.
Историю Абу слушайте в подкасте:
Город Абиджан, в котором учился Абу Уаттара, был основан французами в конце XIX века. Весь Кот-д’Ивуар был колонией Франции несколько десятилетий, в 1960-м году стал независимым, но, как говорится, осадок остался: именно из-за колониальной политики прошлого Абу принципиально не захотел ехать учиться во Францию. Плюс его напрягали чуть ли не ежедневные новости из Европы и США: там чернокожего избили, там — убили…
«Мой дядя учился в Казани, потом долгое время там жил и работал (вернулся в Кот-д’Ивуар пять лет назад). Он всегда говорил: в России к иностранцам относятся очень тепло, никаких проблем с расизмом нет. Иногда он общался с русскими друзьями по телефону, говорил с ними на русском языке, мне было интересно, — вспоминает Абу. – Да, Россия далеко, но она никогда не колонизировала страны в Африке, поэтому у африканцев очень хорошее отношение к России и Путину – его у нас реально любят. Хотя некоторые говорили: куда ты собрался, там по улицам ходят медведи и волки, почти все пьяные и у каждого есть калашников. В Сибирь хочешь – умрешь через день! Но что-то я до сих пор не умер».
После школы Абу поступил в Университета имени Алассана Уаттара в Буаке (назван в честь президента Кот-д’Ивуара – они с Абу однофамильцы). Два года учился на экономиста – это одна из самых популярных профессий в стране, затем решил продолжить образование за границей.
Дядя посоветовал ехать в Томск – на тот момент у него там жили друзья и могли помочь племяннику адаптироваться. Забегая вперед, скажем: именно они помогли Абу купить в Томске подходящую теплую одежду. Правда, первую зиму он толком из дома не выходил: было слишком холодно…
Абу приехал в Томск в ноябре 2018 года. Он хотел продолжить образование экономиста, из всех вузов выбрал ТУСУР: «Мне понравились там условия – они были примерно прекрасные. Лучшее общежитие Томска уж точно! И рядом – магазины и хорошие рестораны». Сначала поступил на подготовительный факультет – учить русский.
«Когда преподаватель говорил, я ничего не понимал. У соседа спрашиваю: «О чем тут речь?». Они тоже: «Не знаем». Но потихоньку учились, старались больше общаться с местными… Когда закончил подготовительный факультет, думал, что по-русски уже говорю, ведь я знал «Привет», «Как дела?», «Откуда ты?» и так далее. Но на первой же лекции экономического факультета (я поступил на русскоязычную программу по специальности «финансы и кредит») понял, что не знаю вообще ничего», — рассказывает Абу.
Абу вспоминает, что ему потребовалось примерно семь месяцев, чтобы полностью адаптироваться к учебе:
«Я почти все время сидел дома: встречая в лекциях незнакомые слова, я сначала переводил их на французский (в Кот-д’Ивуаре официальный язык – французский – прим ред.), потом – обратно на русский. Например, фраза: «Она идет в музей». «Она идет» — знаю, а «музей» — это что? Слово не знаю, и смысл фразы не понятен. Какие-то предметы все равно давались плохо, в основном гуманитарные. Чтобы иметь пятерку по истории, нужно безупречно знать язык. Я смирился с тройками по ним, сконцентрировался на математике и информатике». Но русский Абу все равно одолел и год назад даже занял второе место на региональной студенческой олимпиаде по русскому языку как иностранному.
Главным помощником в изучении русского языка для Абу стал спортзал:
«Дома я занимался бодибилдингом, просто для себя. Многие иностранные студенты, приезжая в Томск, живут «треугольной жизнью»: из общаги в университет, из университета в магазин, из магазина обратно в общагу. Но я считаю, что нужно стараться адаптироваться, чем-то заниматься, как-то продвигаться в языке, не стрессовать. А что я знаю? Знаю спорт, поэтому решил пойти в спортзал. У нас в общежитии хороший спортзал, сначала пошел туда, потом купил абонемент в тренажерный зал. Там я отвлекался от забот и ни о чем не думал, просто занимался, это была моя медитация. У меня было пять тренировок в неделю, в зале появились русские друзья».
Тренер, который стал ему и другом (Абу называет его Бурят Джо), однажды сказал: «У тебя такая хорошая форма, давай подготовимся к соревнованиям!». В марте этого года Абу Уаттара впервые участвовал в чемпионате Сибири в Иркутске. Там получил опыт и в апреле на Кубке Томской области стал абсолютным чемпионом в своей категории, вошел в сборную региона. На соревнованиях в Новосибирске стал четвертым. Теперь намерен готовиться на Россию.
Абу Уаттара выступает в категории men’s physique (менс физик), она для спортсменов с точеными фигурами. В приоритете симметрия, пропорциональность форм, эстетика: судьи оценивают ширину плеч и торса, форму дельт, охват талии, проработку пресса. Из-за выхода участников соревнований на сцену в шортах, а не в трусах, этот вид получил название «пляжный бодибилдинг». По словам Абу, перед соревнованиями он проходит сушку – сидит на высокоуглеводной диете, а в обычное время может есть все, что душе угодно.
«В спорте можно развиваться, помогать другим. Полгода назад я сам стал тренером в клубе PROTON. Учу кого-то и получаю удовольствие – моя сфера! – говорит Абу. – Когда меня спрашивают, как добиться такой же формы, как у меня, я первым делом говорю: знай, что это будет не скоро. Я занимаюсь бодибилдингом семь лет, за полгода получить такое тело невозможно, и торопиться не нужно. Но на этом пути главное – мотивация и желание. Не надо приходить в зал, как будто тебя заставляют. Ты здесь, чтобы получить то, что сам хочешь. Кстати, в Томске, как мне кажется, все поголовно ходят в зал, у меня в стране такого нет».
В рамках гастрофестиваля «Есть!» на Новособорной площади проходила выставка «Еда как искусство», с портретами шеф-поваров, Абу Уаттара на ней тоже был – как су-шеф кафе «Безумно. Крутая шаурма» (сейчас, правда, приостановил работу в общепите из-за болезни, но планирует вернуться). Готовка – это тоже томская история:
«Когда я приехал в Томск, совсем не умел готовить, — рассказывает Абу. – Но мамы под рукой нет, а что-то есть надо, и постепенно я начал экспериментировать на кухне – просто интуитивно, на глаз, как говорят в России. Что придет в голову, то и сделаю. Стало получаться вкусно, в итоге даже нашел работу по этому профилю».
А еще Абу иногда работает моделью – участвует в показах одежды.
«Я не люблю жить скучно, — говорит он. – Томск – хороший город, он дает много возможностей тем, кто не сидит на месте. Мне нравятся знания, которые получаю в университете – в будущем я хочу открыть свой бизнес, поэтому скорее всего буду поступать и в магистратуру. А еще здесь можно встретиться со студентами из разных стран. Когда четыре года назад я только приехал в Томск, меня даже фотографировали на остановках – чернокожих было мало, людям было интересно, подходили и спрашивали: кто я, откуда. А сейчас иностранцев так много, что уже никто не обращает внимания. Когда я жил в Кот-д’Ивуаре, я никогда не видел столько людей даже из других стран Африки. А здесь – пожалуйста: Камерун, Мали, Сенегал, Эфиопия, почти всех знаю. И это круто!».