Источник фото: Tomsk.ru / Ольга Гиль
Интересное

Переводчик, юрист, директор: как два образования помогли Ольге Гиль открыть свою языковую школу

12:10 / 23.12.22
6509

Как применить свои знания, найти дело по душе и открыть для себя студенчество по-новому

Мы в социальных сетях:

—«Где вы видите себя через 5 лет?»

Этот избитый вопрос на собеседовании директор одной из языковых школ Томска задала Ольге Гиль, когда та пришла устраиваться на работу.

—«На вашем месте».

Такой дерзкий ответ мог бы поставить крест на карьере молодого педагога. Вот только фраза оказалась в какой-то мере пророческой: Ольга действительно открыла свою языковую школу спустя несколько лет. И казалось бы, для этого было достаточно образования, полученного на факультете иностранных языков в педагогическом университете. В рукаве Ольги был еще один козырь: юрфак ТГУ. Как применить свои знания, найти дело по душе и открыть для себя студенчество по-новому, Ольга рассказала в проекте «Выпускники ТГУ».

Level one: easy. О первом образовании

У Ольги  не стоял вопрос, в какой сфере получать образование. С 5-го класса она училась в специальном языковом классе в 29-ой томской гимназии. Занималась по зарубежным издательствам, узучала много дополнительных дисциплин, бесплатных спецкурсов (испанский, история Англии), практика речи английского по зарубежным учебникам. Один был написан Скоттом Торнберри.

«А это сейчас в английской методике крутейший мужик».

Было желание с подругой поступить на международные отношения в ТГУ. У Ольги была «золотая медаль», и надо было сдать всего один экзамен… Но историю. Она тогда показалась для девушки сложной, сдала ее на «четверку» и абитуриентке предложили пересдать. Девушка  посчитала это знаком, к тому же уже автоматически проходила в педагогический по олимпиаде.

«Я хоть и расстроилась, но решила: что ж, не судьба. Уже потом поняла, что решение было верным: все-таки история — не мое. Интересно, но слишком объемно».

Первое образование Ольга получала на факультете иностранных языков, специальность «перевод и переводоведение» в ТГПУ. Она думала, английский в университете будет на уровне Upper-Intermediate или сразу Advanced. А там было все с самого начала: грамматика, глагол to be, present simple, учебник Аракина…

«И я такая: бо-о-о-же. В этом плане первый курс был сильным демотиватором. Я даже перестала со 2-го курса делать домашние задания по практике речи — там было суперлегко».

А вот когда пошли теоретические дисциплины, стало поинтереснее: теорграмматика, теорфонетика, лексикология, теория перевода и практика перевода. Теоретические дисциплины Ольге начали пригождаться в работе. И она поняла: все было не зря.

Челленж, который я хотела: юридическое образование в ТГУ

Когда Ольга училась на 1 курсе, мама предложилей: «Давай ты станешь юристом, на всякий случай?».

«Потому что переводчик в Томске в начале 2000-х — это был большой вопрос с работой, а ехать в другой город просто так, без связей… Я не решилась».

Мама сама юрист и предложила второе образование мне оплатить. Сказала: если не найдешь работу после вуза — пойдешь в юристы. 

«Помню, пошла в 2003 году на собрание абитуриентов. И они говорят: «Прочитайте конституцию РФ». Я прочитала … и стало так интересно! И я пошла обучаться на второе высшее вечернее параллельно с первым образованием».

Если в педагогическом Оле было легко и многое было автоматом, то в ТГУ вдруг неожиданно стало сложно. Она поступила сразу же на 2-ой курс, так как уже училась, какие-то дисциплины перезачли.

«Но если в педе я была отличницей, тут надо было учиться, к экзаменам готовиться. У меня пошли четверки и даже тройки. Но это не расстроило, наоборот: раззадорило!»

Ребята общались только своей группой. Много народу, взрослые люди, много и девушек, и парней (на ФИЯ девочки в основном).  В этом и было студенчество! Общаться весело, выбираешь, с кем плотнее познакомиться.

«Я в какой-то момент поняла, что, скорее всего, не буду работать юристом. Часто было так, рассказывают: вот, в кодексе написано так, должны сажать на столько. Но в практике обычно такого не бывает: дают условно. Я думаю: нифига себе! человек совершил преступление, а ему дают условно. А ты же юрист, должен разбираться, если люди сделали друг другу плохо. Более того, мне казалось проще уголовное право, где более четко понятно, кто прав, кто виноват. А если работаешь с гражданскими делами — один человек говорит: это моя квартира, другой — это моя! И ты должен выбрать. Я закончила с гражданской специализацией, она была сложнее уголовной. Я даже ГОСы чуть не завалила. Но сдала».

На факультете были педагоги-юристы практикующие, в том числе декан Владимир Александрович Уткин. Но преподаватели все были разными: и такие, которые чуть ли не зачитывали нам кодекс, и такие, кто рассказывал интересно.

«Николай Владимирович Ольховик вел уголовное право, он был мне интересен, Андрей Юрьевич Копылов весело рассказывал про гражданское право. Трудовое право читал суровый  Дмитрий Владимирович Агашев. А теоретические  смежные предметы, вроде истории государства и права, были для меня больше расширением кругозора».

Переводы, ученики, практика: путь к своей школе

На 5-ом курсе Ольге стало очень сложно совмещать два образования. На юрфаке она взяла академ и заканчивала вуз на год позже. Финишная прямая на ФИЯ в педуниверситете оказалась неожиданно трудной: началась преддипломная подготовка, практика, учились до мая, потом сессия, ГОСЫ, диплом…

«Но я смогла. И когда писала диплом через год в ТГУ по гражданскому праву, уже работала преподавателем в языковой школе».

Фактически, юрфак на этом закончился, потому что Оля перешла в языковую среду. Работала преподавателем, потом переводчиком, потом совмещала. Но зато она могла брать юридические переводы, переводить официальные документы, договоры, на этом смогла вполне нормальные деньги зарабатывать.

Потом поступила в аспирантуру, и в рамках практики преподавала в педе на вечернем для взрослых. Мотивация была одна: путешествовать. Впоследствии Ольга поняла: легче заработать и накопить, поэтому аспирантуру после первого же года бросила. А вот преподавание оказалось тем, что она действительно полюбила и чем захотела заниматься.

«Кстати, путешествия вошли в привычку: с 2007 по 2019 год я побывала в одном только Париже 13 раз, столько же в Берлине. Копила, откладывала».

Позже Ольга уволилась из переводческого агентства и отправила резюме в несколько языковых школ Томска. Одна директор на собеседовании  задала классический  вопрос: «Где ты себя видишь через 5 лет»? А Ольга и ответила «На вашем месте».

«И она такая: «Что-о-о-о?» Сейчас думаю: я вообще-то всегда была скромным человеком, но в плане английского была лучше всех в универе и привыкла, что в этой сфере способна на многое. Пояснила, что хочу открыть свою языковую школу в будущем. Она меня наняла. Я проработала там  несколько лет».

«Затем стала в другой соучредителем, думала: вот, это оно, прям моя языковая школа. Но потом поняла, что соучредитель —тоже не то: у тебя есть другие учредители, у вас несостыковки. В итоге я поняла, что готова к своей ответственности. И в 2015 году открыла свою школу LinguaДрузья. Сразу реально нашлись средства, единомышленники, появилась идея, что я хочу преподавать только взрослым».

Когда два образования сошлись

«Сначала я такая: о Боже, я открываю свою школу!  Это потом ты понимаешь, что ты теперь не только препод, ты еще и предприниматель, и у тебя реально бизнес, а не цветочки, единороги и мечта».

Когда Ольга решила открыть школу, юрфак стал ее преимуществом.

«Я, может, не супер-практикующий юрист, но большей частью все понимаю, читаю договоры аренды, кредитные договоры, соглашения. Ирония в том, что как раз по трудовому праву у меня было 3. А это — основное, с чем я работаю сейчас. Я же нанимаю сотрудников, выплачиваю больничные. Пришлось разобраться, но я это сделала, основываясь на чем-то. И много коллег-предпринимателей, директоров, которые этого не знают, для них это еще сложнее».

Когда школа открылась, не было денег и было непросто. Кроме Оли там было всего 2 девочки-преподавательницы. Но к концу первого года из стало 6, причем одна из преподавателей владела французским и итальянским. Поначалу школа развивалась не в плане денег, а в плане наполнения и языков.

«С детьми работали раньше, а недавно совсем отказались от этого, берем только подростков на индивидуалки».

«Я сразу говорю тем, кто верит, что бизнес принесет тебе миллионы. Даже доход приходит не сразу.  Мы не оформляли кредиты: я взяла в долг на короткое время у одного приятеля. Лишняя прибыль на себя появилась только на 3-4 год существования школы. Основная часть шла в оборот. Тяжело было как преподавателю и переводчику съехать с дохода в 40 тысяч до 5-6 в месяц. Поэтому люди закрываются в первые годы, либо продают бизнес».

Общение, развитие, мышление: как создание школы помогает личности и городу

«Иногда думаешь: где мои миллионы? А потом понимаешь: я так много сделала, с учетом, что я — интроверт. С самого начала было очень интересно. Ведь это столько достижений для тебя и твоего дела. Все-таки я хотела и хочу создать школу для взрослых с высоким уровнем знания языка и место для общения. Идея дополнялась тем, что мы с первого дня проводили бесплатные разговорные и киноклубы. У нас каждую субботу в 4 часа уже 7 лет что-то происходит. Обычно это разговорный, игровой, кино или сериальный клуб. Люди играют на английском языке в Имаджинариум, смотрят фильмы и могут протестировать в общении то, что проходят на занятиях. И в клуб может прийти любой человек. Ведь если он решит обучаться языку или подготовиться к международному экзамену, скорее всего, он сделает это позже именно у нас. Да и для меня это тоже было просто интересно: фильм посмотришь такой, который сама никогда бы не посмотрела, и все на английском».

Как предприниматель Ольга никогда не жила спокойно. В 16-ом году школа открылась в одном помещении, потом открыли дополнительный филиал рядышком, а в 2019-ом году вместо него сняли большой офис и работали в двух зданиях. Казалось, все идет круто! Но в 2020 начался ковид, из-за которого первый филиал пришлось закрыть. Но сохранился большой, в котором сейчас классно.

«Помогла и интуиция: перед 2020-ым годом я решила перевести школу на СRМ с 1С. Осваивала весь январь и февраль, довела преподавателей и администраторов до истерики, но всех туда впихнула, и мы перевели школу на онлайн-рельсы. В апреле всех закрыли на самоизоляцию… а удаленная система в школе уже готова! Как я так успела — не знаю. И после пандемии осталась опция онлайн для тех, кто хочет учиться удаленно».

Уехать насовсем из Томска Ольге бы не хотелось. Достаточно возможности путешествовать.

«Разве что на пенсии перебраться в Париж. Или пожить какое-то время в англоговорящей стране. Но для этого нужны преподавательские квалификации».

Как раз перед 2022 годом Ольга решила, что пора получать международную преподавательскую квалификацию Delta.  С таким сертификатом можно не только преподавать, но и быть академическим директором хоть где. Стоит очень дорого, пройти сложно. Пока она освоила только теоретический модуль до известных событий.  Сейчас планы поставлены на паузу, но не отвергнуты.

«Delta послужила толчком: я открыла для себя заново мир методики, лингвистики. И я сразу начала какие-то процессы в школе менять. Теория, подкрепленная практикой, оказалась гораздо круче, чем оторванная от нее. Поэтому и школа продолжает развиваться. Сейчас у нас 6 языков, корейский планирует запуститься, со мной — 15 преподавателей».

«Я вообще считаю, лишних знаний не бывает. Образование — самое важное, что есть в жизни. И ТГУ для меня — это про расширение границ, про выход за рамки своих возможностей. Даже если ты делаешь что-то не на 5, а на 4-3, ты реально это делаешь. И я вижу, как развивается вуз. Так что, если Парижа на пенсии не случится, я бы хотела работать в ТГУ».

Аудиоверсия:


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.