Источник фото: "Россети Томск"
Актуальное

Электромобили в Томске теперь можно зарядить на двух новых станциях «Россети Томск»

10:03 / 18.01.23
2619

Они находятся в Южных воротах и у «Изумрудного города»

Мы в социальных сетях:

Хорошие новости для владельцев электрических автомобилей: новые станции для зарядки «Россети Томск» сегодня запустили в работу в городе. Одна из них, «быстрая», находится у ТЦ «Изумрудный город», а вторая, менее мощная – в микрорайоне Южные ворота. О том, как разрастается в городе инфраструктура для транспорта нового времени, кто ее создает, и как с электромобилями обстоят дела в других регионах — читайте далее.

Где в Томске найти зарядные станции и как ими пользоваться

Сейчас одна станция, быстрая, установлена на пр-те Комсомольском, 13Б, прямо напротив входа в ТЦ «Изумрудный город». Ее мощность — 60 киловатт. Одновременно подключиться смогут 3 электромобиля с разными коннекторами. Вторая, медленная ЭЗС, находится в Южных воротах на ул. Королева, 4.

Станция проста в эксплуатации. Достаточно подъехать, скачать приложение, воткнуть коннектор и выбрать его в приложении. После оплаты начнется зарядка. Сейчас она стоит 10 рублей за киловатт-час. Так что в среднем одна сессия обойдется в 300-400 рублей. 

Машину можно оставить на время зарядки и пройтись по ТЦ. Если что-то пойдет не так: сессия прервется или кто-то выдернет коннектор, зарядка прервется и автомобилист получит уведомление в приложении. А, чтобы обезопасить аппарат и водителя, на устройстве и рядом с ним установлены видеокамеры. Сотрудники «Россети Томск» также регулярно приезжают проверить сохранность и исправность объекта. Кроме того, компания благоустроила территорию возле зарядки.

Быстро или медленно: чем отличаются типы зарядок?

Зарядные станции сейчас бывают трех типов: медленные, быстрые и гибридные, совмещающие возможности обеих зарядок. 

Медленные зарядные станции – это «умные» коммутаторы переменного тока. Они никак не воздействуют на него и просто передают по кабелю на бортовое зарядное устройство авто. От такой станции машина полностью заряжается от 4 до 8 часов. А поэтому они больше востребованы в спальных районах или возле отелей, где водитель останавливается надолго. 

Быстрая зарядная станция преобразует переменный ток в постоянный (до 200 кВт и более) и подключается напрямую к аккумулятору через разъемы. Зарядиться от такого устройства можно за 30-60 минут, а потому такие станции рациональнее ставить возле больших ТЦ, мест отдыха и на трассах. 

Экономия и планирование: как электрокары показывают себя в эксплуатации

Томич Артем Конев владелец единственной в Томске Tesla Model S. На электромобили бензиновые машины Артем сменил 3 года назад и не жалеет.

«Я живу в частном доме, проблем с зарядкой нет. А в плане езды зимой – это еще лучше, чем на бензиновой. Она греется моментально, не надо беспокоиться, что не заведется. Вообще зарядка стоит 200 рублей — полный бак на 500 км. Масло менять же не нужно, грубо говоря менять резину только. Так что по факту на обслуживании экономлю», — рассказал автовладелец.

В среднем 1 км пробега на электромобиле стоит 50 копеек, для бензиновой машины он обойдется в 3,5 рубля. Плюс затраты идут на обслуживание, смену масла, свечей и другое. Однако пока у владельцев электротранспорта есть трудности с дальними переездами, плюс купить качественный электрокар не так просто, хоть их цена и приближается к обычным. 

«Это удобно, что возле ТЦ зарядка появилась. Но вообще не хватает их на въезде в город и в других городах, на окраинах. Когда я года 3 назад из Москвы ездил, приходилось в каждый город заезжать, чтобы зарядиться. А сейчас они появляются на трассе. Ищу зарядки через приложение для электромобилистов. И вижу, что инфраструктура сильно развивается», — отметил Артем. 

А если поехать в другой регион?

Сейчас по всей Сибири действуют 80 электрозарядных станций «Россети Сибирь». По одной находятся в Бурятии, Алтайском крае  и Республике Алтай, три — в Забайкальском крае, пять — в Омской области, один — в Кузбассе.  Самое большое число электрозаправок— в Красноярском крае, там для автомобилистов установлены 57 ЭЗС, и это только от «Россети Сибирь». 

«По Красноярску у нас есть положительный опыт: спросили автомобилистов, куда ставить зарядки, какие востребованы, быстрые или медленные? Люди попросили больше станций в спальных районах. И мы организовали опрос в соцсетях и в прошлом году установили  совместно с Сибирской генерирующей компанией 51 зарядку рядом с жилыми домами», — отметил глава «Россети Сибирь» Павел Акилин.

Важный нюанс: чтобы совершить дальний переезд, электромобилисту нужно заранее построить маршрут. Все заправки России можно увидеть в приложении IT CHARGE. Так, чтобы поехать от Томска до Алтая на электромобиле, нужно, чтобы батарея машины выдерживала пробег от 150 км.

Инфраструктура для электромобилистов развивается: рабочие группы для этого созданы в 8 регионах, включая в Томскую область. И в 6 субъектах для электромобилистов уже отменили транспортный налог: в Омской области, Бурятии, Кузбассе, Красноярском и Забайкальском краях, также в Республике Алтай. «Россети» же реализуют по нескольким направлениям: внутри городов по проекту  «Энергия города» компания создает собственный парк зарядных станций из трех ЭЗС «быстрого» типа и семи «медленного» для легковых авто, а для электробусов запустила программу «Энергия общественного транспорта». Региональные и федеральные трассы охватывает проект «Энергия дорог»: по одной ЭЗС на каждые 100 км. 

Местное производство: кто и как изготавливает зарядки?

Обе ЭЗС произвела в Томске компания ООО ChargeLink. Как отметил директор Семен Шкарупов, компания занимается оборудованием для зарядки электрокаров с 2017 года. Их станции есть в Томске, Новосибирске, Краснодаре, в Москве. Начали с более простых, медленных заправок, а затем стали производить быстрые и гибридные.

«Производство  быстрой зарядной станции очень сложное. Сборка идет в Томске и изготовление ЭЗС максимально локализовано в России, чтобы практически все компоненты были нашими. Главный плюс такого производства – российские заправки  выдерживают наш суровый климат, также несложно найти комплектующие», — отметил Семен. 

В планах у компании продолжать устанавливать ЭЗС по всей территории Сибири. Ведь спрос на электромобили в стране растет. Сам Семен Шкарупов — владелец электрокара.

«Буквально вчера была новость, что за прошлый год в стране было продано около 500 электромобилей, в этом году ожидается 5000. Оно так и будет: сейчас и производство в стране открылось, есть несколько сетей, кто сам покупает зарядные станции и ставит их. Это как крупные игроки («Россети», «Росгидро»), так и частники, которые сами сети развивают», — добавил директор «ChargeLink».

Как будет развиваться инфраструктура для электрокаров в Томской области

Сейчас, по подсчетам энергетиков, в нашем регионе зарегистрированы 221 электромобиля по состоянию на сентябрь 2022 года. Помимо 2 зарядок «Россетей», в Томске работает 6 зарядных станций других компаний. Как отметил губернатор Томской области Владимир Мазур, в областном центре и по региону будут увеличивать число таких заправочных станций.

«У нас совместно с «Россети Сибирь» есть рабочая группа, в которой обсуждаются эти вопросы. Мы сегодня договорились активизироваться в этом направлении и приступить к постепенному росту числа заправок. Нужно искать инвесторов на это, но под лежачий камень вода не течет. Нам надо рассмотреть вопрос отмены транспортного налога для электромобилистов, выстроить отношения с застройщиками, которые могут предусматривать места для заправок», – сообщил Владимир Мазур.

Губернатор отметил: в строительстве и развитии новых территорий необходимое для них количество электрозаправок будут учитывать. Чтобы поддерживать эту инфраструктуру и обеспечить удобство пользования для нынешних и будущих владельцев электрокаров, меры будут комплексными: от послаблений в транспортном налогообложении до улучшения инфраструктуры. А чтобы понять потребности томичей, будут запускать опросы в социальных сетях, через ТОСы или районные власти.

Гендиректор «Россети Сибирь» Павел Акилин отметил, что эти шаги – постепенное движение к формированию удобной инфраструктуры для электромобилистов.

«Зависимость пусть и не прямая, между количеством зарядок и электромобилей все же есть. Если тебе неудобно, ты думаешь: покупать такой транспорт или нет. Наша программа подразумевает развитие электрозарядной инфраструктуры по нескольким направлениям: от установки быстрых ЭЗС на дорожных трассах и в городе у торговых центров и офисов, до установки медленных зарядок близ домов», — отметил Павел Акилин.