Источник фото: Tomsk.ru
Образование

«У нас забирают все»: сотрудники ТГПУ обратились к ректору

16:00 / 27.04.23
19043

Подробно рассказываем, как прошла встреча

Мы в социальных сетях:

Открытое заседание профкома сотрудников ТГПУ на тему «Корпоративная культура» обернулось обсуждением накопившихся внутри университета проблем. Педагогический коллектив пригласил на встречу ректора ТГПУ Андрея Макаренко, который занимает свой пост с 2019 года.

Преподаватели и сотрудники младшего звена обратились к ректору с вопросами об отсутствии соцподдержки, снятии с должностей заведующих кафедрами, закрытии вузовского санатория-профилактория и университетского музея, а также переносе библиотеки в аварийное здание.

В нашем материале подробно рассказываем, что тревожит преподавателей вуза, какие ответы они получили от ректора и как ответили на наши вопросы в пресс-службе ТГПУ.

«Договоренности не выполняются»

На встрече стоял вопрос о несоблюдении условий коллективного договора, который в 2021 году был заключен между сотрудниками ТГПУ и администрацией вуза.

Так, по сообщениям сотрудников вуза, университет должен был компенсировать сотрудникам оздоровительные и лечебные процедуры, однако уже больше года этого не происходит.

«Наши договоренности между администрацией и работниками, начиная с прошлого года, начали не выполняться. […] Поскольку у нас закрылся санаторий-профилакторий, мы договорились о том, чтобы компенсировать сотрудникам лечебные и оздоровительные процедуры.  […] С прошлого года, вопреки обязательствам, это не выполнено. У нас также есть положения о поддержке малоимущих, тех, кто воспитывает детей, берет опекунство и так далее. С прошлого года это перестало выполняться. Мы также приняли прекрасное положение о том, чтобы поддержать ветеранов […]  Обратить внимание на них: поздравлять с днем рождения, поддерживать в трудных жизненных ситуациях. […] Но я даже боюсь это начинать, потому что мы опять уткнемся в то, что нам не хватает денег. Мы также приняли положение о поддержке детей, помощи с оздоровительным отдыхом. Сейчас наступает весна, подходит время, когда наши работники будут обращаться с этим вопросом, сможем мы им помочь или нет?» – выступил председатель профсоюзной организации Геннадий Попов.

Как рассказывает сотрудник вуза, он писал официальный запрос на имя ректора с вопросом о том, когда будут выполнены обязательства. Однако получил письмо за подписями главного бухгалтера и юриста. 

«Вы не стали его подписывать. [В письме было указано] якобы в марте этого года мы все долги выплатим. Закончился март, апрель – не выплатили», – акцентировал внимание председатель профсоюзной организации.

Он также отметил, что причина этой ситуации может крыться в том, что как минимум последние два года в университете снижается доходная часть бюджета ежегодно на 20 млн рублей.

«Как я понимаю, мы перестали щепетильно выполнять положения коллективного договора, потому что в вузе недостаточно средств для этого. Поскольку доходная часть снижается. […] Нам нужно понять, почему она снижается и разработать какие-то программы, приложить усилия, чтобы эту доходную часть увеличить. Я давно работаю в вузе и помню, как, может быть, пять лет назад на каждой неделе собирался ректорат, ставили вопросы, на встречах присутствовали бухгалтеры, [чтобы] зарабатывать, зарабатывать, зарабатывать», – отметил Геннадий Попов.

По словам ректора, все не совсем так. И бюджет университета за последнее время существенно увеличился. Сокращается только объем внебюджетных средств, который компенсируется «огромным количеством проектов, где очень приличное финансирование». А обязательства перед преподавателями будут выполнены в июне.

«А можно я задам вопрос? Просто ради интереса распечатал одну страничку из положения профсоюза. Есть такой пункт: 2.3.14. «Осуществлять хозяйственную предпринимательскую деятельность, создавать фонды и другие организации, которые осуществляют иные виды деятельности, прибыль от которых направляется на достижение бытовых целей профсоюза». Если мы сейчас зайдем в формат спора, мы можем спорить бесконечно, правда. Мы куда смотрим: мы сейчас пытаемся найти проблемы в прошлом или понять, куда нам дальше двигаться?» – ответил ректор председателю.

Однако вопрос обсуждения проблемы заработка в аудитории на этом не был закрыт.

«Почему-то совсем мы разучились зарабатывать. Что случилось? Почему внебюджет падает? Что произошло? Удивительно, но в рейтингах, которыми мы так гордились, просто стабильно вниз, и вниз, и вниз. Приемные кампании, к сожалению, демонстрируют, что интерес абитуриентов к нам падает. Я понимаю, что увеличилось количество бюджетных мест. […] Но [раньше] мы по 300-400 «платников» принимали на первый курс бакалавриата и специалитета. Помимо того, что у нас были бюджетники. Для меня вообще тревожный симптом, когда происходит такой огромный отток наших студентов в другие вузы. Это тревожный сигнал о качестве образования и организации учебного процесса. […] Из-за чего это происходит? Я думаю, во многом из-за того, что из вуза, действительно, ушло большое количество высококвалифицированных специалистов по разным причинам. И, думаю, одна из этих причин это то, что одним из определяющих факторов работы является фактор удобства или неудобства, комфортности или некомфортности [сотрудников]. У меня создается впечатление, что последнее время мы как-будто сознательно уничтожаем все, что было сделано. Структуры, научные школы, традиции», – отметила руководитель научно-образовательного центра истории образования ТГПУ Марина Войтеховская и добавила, что ранее «университет занимал верхние строки в рейтингах в системе высшего педагогического образования».

Так, по данным национального рейтинга университетов Интерфакс, в сводном рейтинге, который формируется на основе шести параметрических оценок, в 2020 году ТГПУ занял 62-63 место, в 2021 – 72 место, в 2022 – 87-91 места.

Как сообщили в пресс-службе вуза, сейчас ТГПУ занимает лидирующие позиции в других рейтингах. Например, в рейтинге QS University Rankings for EECA: второе место среди педагогических вузов России, 49 место среди всех российских университетов.

В то же время ректор отметил, что он не видит в университете проблемы оттока квалифицированных специалистов и прокомментировал слова Марины Войтеховской об оттоке студентов.

«По студентам, уходящим из университета, давайте статистику поднимем, посмотрим. Просто посмотрим статистику, и все. Коллеги, если мы одно время позволяли себе держать студентов, абсолютно не соответствущих… К сожалению, мы тоже понимаем, что интерес к педагогическому образованию не самый высокий. И, когда мы закрываем глаза на то качество студентов, которые учатся, и перетаскиваем их из курса на курс, извините меня, это тоже неправильный подход, с моей точки зрения», – отметил Макаренко.

Более подробную информацию о ситуации с бюджетниками и контрактами предоставили в пресс-службе ТГПУ. Где утверждают, что на основании данных приемной комиссии можно увидеть, что есть паритет между цифрами бюджетного и платного приема.

«С 2018 года увеличивается количество бюджетных мест, вследствие чего автоматически снижается количество зачисленных на платной основе. Это нормальный выбор здравого человека: если есть возможность поступить на бюджет, он использует эту возможность. Но, если посмотреть на соотношение количества бюджетных мест и количества студентов, обучающихся на платной основе, то сохраняется определенный баланс и даже положительная динамика в сторону увеличения востребованности и платной формы обучения. Например, в 2020 году количество зачисленных на бюджетные места – 411, платные – 112. В 2021 году количество зачисленных на бюджетные места увеличивается на 74 (485), на 53 (112) сокращается набор на платный прием. В 2022 году количество зачисленных на бюджетные места увеличивается на 41 (526), набор на платную основу не сокращается, а наоборот, увеличивается на 4 (57) зачисленных», – рассказали в пресс-службе.

«Хотелось бы мне, чтобы не забывали наших людей»

Один из сотрудников университета также обратился к ректору с проблемой обеспечения специалистов младшего звена спецсредствами. По его словам, вуз не предоставляет спецодежду, маски и перчатки столярам, уборщикам и лаборантам последние три года. А все инструменты соцподдержки «сворачиваются».

«Хотелось бы мне, чтобы не забывали наших людей, особенно тех, кто работает в низшем звене. […] Сегодня, я думаю, что поддержка социальной стабильности и социальных гарантий в коллективе очень важна […] К сожалению, у нас закрылся санаторий-профилакторий и сворачивается общественное питание. Хотя сегодня можно было бы и предоставлять спортивную инфраструктуру, как в других университетах, сотрудникам бесплатно», – отметил участник собрания.

Как рассказали в пресс-службе ТГПУ, столовая в корпусе на пр. Комсомольском, 75, вероятно, о которой и идет речь, закрыта из-за ремонта.

«Почти года назад были поданы документы на согласование с Министерством просвещения РФ открытия точек общественного питания в корпусах университета, в том числе и в вышеуказанном корпусе. Мы не коммерческая организация, не можем самостоятельно решать такие вопросы, необходимо ждать решения учредителя. На сегодня получено разрешение на открытие точки общественного питания в корпусе на ул. Киевской, 60, она заработает в конце мая – начале июня текущего года. В других корпусах пока открытие на согласовании. Действующая столовая есть в корпусе №8 ТГПУ (ул. Карла Ильмера, 15/1)», – отметили в пресс-службе.

А профилакторий, по словам ректора, пришлось закрыть, потому что он находится в неудовлетворительном состоянии, а на его ремонт нужно найти источники финансирования. Что до проблем с обеспечением спецодеждой, как говорит Андрей Макаренко, они были уже давно.

«Сами знаете, какие финансовые вопросы, какие финансовые сложности у университета всегда были. Про какие-то вещи, связанные с одеждой, формой, давайте думать. Конечно, у нас бюджет сейчас непростой. А когда он был простой, скажите, пожалуйста?» – ответил Макаренко.

«У нас забирают все»

Особенно активно на собрании выступили представители библиотеки ТГПУ. По словам ее директора Натальи Семененко, помещения библиотеки постепенно передают вузовским организациям и просто реформируют их под учебные аудитории.

«Вдруг появился приказ, о подготовке которого я не догадывалась, что 312-ую аудиторию предлагается перевести в учебную. Это означает, что изменится график работы библиотеки. […] Почему же меня никто об этом не спросил, не согласовал, не поставил в известность. 310-ый кабинет тоже предполагается передать другому подразделению. А это помещение библиотеки, там наш фонд. Я директор, почему делается это без моего ведома?» – поинтересовалась Наталья Семененко.

Кроме этого, по словам представителей библиотеки, ее хотят перенести в аварийное здание.

«У нас забрали аудитории. На данный момент у нас забирают вообще все. Нас переселяют на Герцена, 49. Этот корпус аварийный, мы переносим туда книги. Это не просто так перетащить и поставить их. Как вы это себе представляете? Когда там будут делать ремонт, нам опять переезжать оттуда?» – говорят представили библиотеки. В ответ на их возражения ректор пообещал отдельно встретиться со специалистами библиотеки.

Похожая ситуация произошла и с музейным комплексом ТГПУ, который еще в 2004 году создали по приказу бывшего ректора Валерия Обухова.

«Последние несколько лет проходили под знаком подготовки к юбилею [120 лет университету]. И прошлый год, как раз, был юбилейным. И вызывает недоумение то, что в знаковый год в ТГПУ демонтировали музей истории университета, музей российского детского писателя им. А.М. Волкова, чье имя носит наша замечательная библиотека. Демонтаж был проведен без учета мнений, без согласования. Не поставили в известность даже тех людей, которые делали этот музей к столетию вуза, вкладывали душу, собирали экспонаты, многие из которых ценнейшие. А в музее Волкова вообще! Экспонаты были привезены от его внучки. Она не отдавала эти ценности никому, она привезла их сюда, в томский педагогический, там, где ее дед получил первое образование. Этот демонтаж не согласовали даже с теми людьми, которые в тот момент работали. Директор музея не знала об этом. По факту приходит, а люди уже выносят экспонаты. И они до сих пор в состоянии, которое не выдерживает никакой критики. Нельзя так хранить музейные ценности», – выступила Марина Войтеховская.

Как рассказали в пресс-службе ТГПУ, в 2022 году директор музейного комплекса ТГПУ предложила новую концепцию – центр музейной педагогики как открытое образовательное пространство.

«На сегодняшний день Детский музей А.М. Волкова преобразован в две музейные локации: Детский музей писателя будет располагаться на Каштаке (корпус №8 ТГПУ, ул. К. Ильмера, 15/1). В этом корпусе открыты еще два образовательных пространства, рассчитанных на детскую аудиторию. Это Педагогических технопарк Кванториум им. Б.И. Вершинина и воспитательно-образовательная локация Института детства и артпедагогики. Оба пространства оснащены современным оборудованием для занятий с детьми разного возраста. На Каштак перевезены персонажи сказок А.М. Волкова. В планах директора музея использовать не только традиционные форматы работы с детьми: конкурс рисунков, поделок и т.д., но и интерактивные с использованием VR/AR-технологий и другого оборудования Кванториума и ИДиА. Мемориальный кабинет А.М. Волкова будет располагаться в Научной библиотеке университета, которая носит имя писателя. В этой локации будет воссоздан именно тот кабинет, в котором работал и писал А.М. Волков. В нем будут размещены личные вещи и мебель писателя», – сообщили в пресс-службе.

«Наши преподаватели становятся челноками»

Собрание не обошлось и без сетования на низкую зарплату. Этот вопрос подняла доцент кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам Галина Уткина.

«Престижная работа, прежде всего, заключается в материальном вознаграждении, в зарплате. Тогда человек захочет работать… Извините за такое слово, но иногда наши преподаватели становятся челноками. Они  бегают из одного вуза в другой, чтобы заработать себе на существование. А челнок может быть погружен в работу какого-то одного вуза? Едва ли», – отметила Галина Уткина.

На возражения о низкой зарплате и снижении доходной части бюджета университета ректор неоднократно отметил: для изменения ситуации преподавателям необходимо активно участвовать в жизни вуза и привлекать гранты. И дополнил, что зарплату повышают, насколько это возможно, ее понижения нет.

Кроме этого, доцент подняла ряд этических вопросов, связанных со снятием деканов, заведущих кафедрами с должностей. По ее словам, в университете несколько раз разжаловали деканов, даже не предупредив их об этом.

«После того, как у нас очень хорошо прошла аттестация, прошел набор студентов, вдруг у нас увольняют [снимают с должности] талантливых, значимых, много сделавших для университета людей. […] Это не праздный вопрос, потому что, в общем-то, это касается и меня. Отработав 19 лет, меня как заведующую кафедрой не поставили в известность… Я готовлю отчеты по научной работе, иду их подписывать, а мне говорят: «Уже подписали ваши отчеты». […] Почему с людьми не говорят? Почему людей не предупреждают? Людям даже не говорят «спасибо». Я уже не говорю о каком-то там букете цветов или еще чем-то. Это полнейшее неуважение», – считает Галина Уткина.

Сколько деканов и заведующих кафедрами и по каким причинам в вузе сняли с должностей за последнее время, в пресс-службе не пояснили.

Подытожить эту встречу, пожалуй, можно словами самой Галины Уткиной, которыми она закончила содержательную часть своего выступления и обратилась к ректору от лица коллектива.

«Почему мы лишены каких-то пунктов питания? Почему преподаватели увольняются или превращаются в челноков? Почему не всегда коллектив считает жизнедеятельной профсоюзную организацию, и люди из нее уходят? Почему очень часто меняются учебные планы? Почему учебный процесс рассматривается как оказание услуг? Он должен быть двухсторонним: студент-преподаватель, у нас же клиент и исполнитель. Давайте спросим со студента, почему он сегодня не посещает занятия, почему он прогуливает. И почему нам говорят: «Вы обязаны поставить [зачет] этому студенту, потому что нам нужно сохранить контингент». Давайте его сохранять честно!» – призвала Галина Уткина.