Источник фото: Святослав Зырянов, Михаил Штадельман
Спорт

Реанимировать спортивное сердце города: как реконструкция поможет Дворцу спорта

11:00 / 03.05.23
3338

Интервью с Михаилом Штадельманом

Мы в социальных сетях:

Дворец спорта у томичей вызывает разные ассоциации. Для кого-то это скачки, хоккейные матчи, где болели за любимую команду. Для кого-то – рынок, оставшийся еще с 90-х годов, или госпиталь, который в пандемию принял их близких. Вот только для самого Дворца эти ступеньки не были последними. Сейчас – это место, где тренируются взрослые и юные спортсмены, проходят соревнования и концерты. И сооружение стоит на пороге большого шага. О том, каким Дворец спорта может стать и что для этого нужно, мы поговорили с директором Михаилом Штадельманом.

От хоккейного корта к секциям и необходимым концертам: в какой точке Дворец сейчас?

Изначально Дворец спорта был построен как хоккейный корт с трибунами – многие томичи раньше сюда ходили смотреть соревнования, как и сам Михаил. Структура хоккейного корта — специфична, она была сделана для льда. А сейчас больших именно коммерческих ледовых арен в России (да и в мире) думаю нет, а те, которые существуют, субсидируются разными источниками.

В 90-е во Дворце разбили рынок, и многие до сих пор думают, что он здесь есть. По факту же их всех торговых площадей здесь продолжают работу всего 2 магазина. Остальное вновь занимает спорт.

С 2019 года сооружение функционирует как полноценный спортивный объект. В последние годы здесь проходили крупные соревнования, кубки и чемпионаты России и Томской области по волейболу, гиревому спорту, карате, по теннису и тхэквондо. А также здесь тренируются взрослые и дети. Во Дворце спорта занимаются школа единоборств «Самбо Юниор», школа карате «Орион», ДЮСШ -2 по волейболу, футбольные школы «Ермак», «Перспектива», «Юниор», клуб художественной гимнастики «Эталон», клуб по настольному теннису «Мастер» и проходят тренировки по кросс-фиту.

Вопрос выживания

Само сооружение — 14 тысяч квадратов, в аренду из них сдают… только 2,5 тысячи. Остальное — воздух, трибуны, подсобные и технические помещения. Содержать такое сооружение за счет одной большой и 3 маленьких площадок достаточно тяжело.

«Если смотреть открытые данные баланса – у нас нестабильная экономическая ситуация. Доходной части только хватает на содержание сооружения (отопление, электричество и текущий ремонт). Так что во многом проект реконструкции — это вопрос и выживания Дворца».

Помогают решать вопрос концерты. Их Дворец принимает на своих площадях и трансформирует арену в концертную или выставочную площадку. Также сдают площадь перед зданием, да и то, для городских праздников часто отдают место бесплатно.

«Концерты – это вспомогательный инструмент для экономики. И мы иногда от них отказываемся, так как приходится на день, а иногда на два прервать людям тренировки. Это отрицательно влияет и на спортсменов, и на наши с ними взаимоотношения. Но и без концертов мы Дворец не вытянем», — отметил Михаил Штадельман.

«Изумрудный город» спорта: как реконструкция преобразует Дворец спорта?

Михаил несколько лет назад начал предлагать проект реконструкции Дворца спорта. Ведь действующее здание и его наполнение уже устарели, также изменились условия для тренировочных процессов и требования по комфорту от посетителей Дворца. Поэтому акционеры в составе которых находится так же Федерация профсоюзных организаций Томской области, одобрили и поддержали такое решение.

Как есть сейчас:

Как планируется:

Фото: кадр из презентации проекта

Формат планируется менять кардинально: к действующему зданию пристроить 3 больших блока, где расположатся 24 спортзала, также спортивные магазины, реабилитационный СПА-центр и гостиница, в которой смогут разместиться сборные на время крупных соревнований. Вместимость основной арены возрастет до 4,5 тысяч мест.

Мы стараемся сделать комплекс с полноценным тренировочным процессом. Все равно в любых видах спорта есть вспомогательные упражнения – тренажерные залы, беговые дорожки, растяжка.  Здесь это возможно. В проекте мы даже заложили батутный зал и небольшой бассейн: не для соревнований, а для развития и реабилитации. Допустим, тренеру по гимнастике нужно, чтобы дети позанимались в воде или на батуте – они пошли заниматься. Но и для обычных посетителей двери будут открыты. Для тех же родителей, которые ждут по полтора-два часа детей с тренировок».

Фото: рисунок из презентации

Во многом, такой блочный тип строения поможет не прерывать тренировки, даже если во Дворце будут проходить большие мероприятия. На реконструкцию проектировщики закладывают 5-6 лет.

«Можно справиться быстрее, года за 2. Но для этого потребуется закрыть Дворец спорта, а для нас экономически это невозможно. Основное здание должно функционировать. Первым мы пристроим один из блоков, и в процессе строительства спортшколы продолжат тренироваться. С открытием блока они перейдут туда, чтобы мы начали строительство следующего. А работы в нынешнем здании стартуют на завершающем этапе поле строительства всех блоков».

Фото: кадр из презентации проекта

Решить вопрос с землей — для будущей стройки

Возведение такого нужного для области спортивного объекта согласовывается на всех уровнях. Распоряжением губернатора Владимира Мазура при Администрации области была сформирована рабочая группа, которая сопровождает проект и помогает в решении возникающих вопросов.

Один из центральных — земельный. Сейчас часть земли находится в зоне Р1 – это рекреационная зона с ограничениями по строительству. В свое время ее установили здесь, чтобы не допустить строек жилых комплексов или торговых площадок. Чтобы реконструкция состоялась, зону планируется изменить на О1, где можно проектировать и размещать объекты административного, делового, общественного, культурно-бытового, социального назначения, в том числе и спортивные сооружения.

Чтобы разрешить земельные трудности, в конце апреля Михаил Штадельман выступил на заседании комитета гордумы по градостроительству и архитектуре и сообщил о том, что проект заинтересовал инвесторов. Они готовы потенциально вложить в реконструкцию 3 миллиарда рублей. На комитет Думы Томска по архитектуре и строительству Михаилу предложил вынести вопрос Чингис Акатаев. Члены комитета идею поддержали единогласно, с условием: подготовить проект планировки территории и специальное соглашение о том, что здесь будет построен именно спорткомплекс, а не сторонние сооружения. С этим Михаил согласен полностью.

Поддержка администрации потребуется проекту и в дальнейшем:

«Если будет помощь от областной администрации и города в размещении муниципальных областных спортивных организаций – за это останется только сказать «спасибо». Это обеспечит Дворцу дневную загрузку». 

Дать место для спорта, сформировать культуру: почему проекту нужен зеленый свет

Проект Михаил представлял еще прежнему губернатору Томской области Сергею Жвачкину. Как и Владимир Мазур сейчас, тогда он одобрил объект и подчеркнул его важность для города. Ведь площадок для тренировок критически не хватает. А те, которые есть, уже устарели.

«Сейчас обеспеченность Томска спортивными залами в Томске составляет 46%.  Крупных спортивных площадок (особенно крытых) как для детей, так и для взрослых катастрофически не хватает, в сумме десятку, может, наберем. Места под соревнования в имеющихся спорткомплексах наподобие «Юпитера» занимают уже на 2024 год. При этом и сам «Юпитер» построен давно и морально устарел».

Во многом для Михаила восстановление Дворца спорта и его реконструкция — это не только бизнес-проект, но и помощь городу.

«Мне нравится этот проект, как бизнесмену и человеку, который любит Томск. Спорт сейчас может окупаться, я уверен. Люди очень хотят им заниматься, находят возможность  для себя и своих детей, купить форму, заинтересованы, чтобы тренировки проходили качественно и в обустроенных местах. И я уверен, абсолютно все тренера с удовольствием перейдут из тех помещений, где они занимаются, в комфортный комплекс, где все будет создано по последним нормативам», — говорит Михаил.

Однако Дворец спорта может получить и более весомое значение — стать тем самым центром притяжения, где формируется спортивная культура города и области.

«Это же еще вопрос воспитания молодежи. Я вспоминаю, когда был хоккей, мы с пацанами собирались, болели за команду, кричали за нашу команду и клюшки просили у хоккеистов. Сейчас болеют и смотрят матчи очень немногие, чаще по телевизору, потому что мы не можем создать атмосферу, которая молодежи нужна и в которой они смогут быть активными. Когда арена становится местом тусовки, болельщики сами спускаются и начинают заниматься. Откуда люди в спорт приходят? Смотрят и со временем понимают – а мне тоже может пойти. И если один из 10 спустится на площадку – это победа».