Источник фото: группа ВК: «Озеро Беленькое - экологический природный парк»
Актуальное

«Все снести бульдозером»: томские активисты боятся «экологической реабилитации» озера Беленькое

17:00 / 11.05.23
3637

Рассказываем, что планируют власти и почему это не нравится экоактивистам

Мы в социальных сетях:

Томские экоактивисты опасаются, что озеро Беленькое в селе Тимирязевское скоро погибнет. Поскольку специалисты регионального департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды хотят провести так называемую экологическую реабилитацию водоема. Для этого они намерены привлечь крупную технику. В частности, экскаватор.

Некоторые томичи считают, что этот, по их мнению, грубый метод очистки может сильно повредить дно водоема, разрушить экосистему озера, уничтожить живописное место и повлечь гибель редких рыб, птиц, насекомых и растений.

Предполагается, что техника зайдет в озеро уже в мае этого года. Точная дата в контракте не указана. Комплекс работ хотят провести в течение 2023-2024 годов. В частности, очистить озеро от донных отложений и расчистить кустарниковую зону. Заниматься этим будет ООО «Строительная компания Гидростой». Работы обойдутся почти в 34 млн рублей. Эти деньги выделили из федерального бюджета.

Как отмечают в областном департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды, цель работ – «активизация процессов самоочистки и улучшения качества воды водоема». Якобы это позволит повысить привлекательность и рекреационную значимость озера.

Но, по мнению экоактивистки из Тимирязевского Светланы Хмельницкой, которая вместе с другими жителями населенного пункта самостоятельно очищает озеро от мусора, в работах  с экскаватором нет необходимости.

Как рассказывает жительница села, проект по очистке озера Беленькое – типовой. И многие работы, которые в нем указаны, конкретно для этого водоема могут быть губительными.

«Там [в проекте] явно противоречащие друг другу смыслы. Скорее всего, его копировали с какого-то типового проекта. К озеру Беленькое он во многом не имеет отношения. Там спутаны методы очистки искусственных водоемов типа пруд, а это озеро. Они же пишут [в проекте], что [озеро] проточное, жизнеспособное, удовлетворяет всем нормам, […] что оно нормальное, просто захламлено мусором. И в то же время надо все снести бульдозером, раскорчевать, разрушить береговую линию, которая за много тысяч лет сформировалась, и слой дерна, который держит берега. Если их разрушить, даже засыпать щебнем, тогда озеро точно погибнет. Потому что все ссыпется в воду, начнутся процессы заболачивания. Все эти меры ведут только к уничтожению водного уникального объекта», – рассказала Светлана Хмельницкая корреспонденту Tomsk.ru.

Как отмечает активистка, озеро Беленькое – уникальный природный объект, где сохранилась естественная среда обитания для многих видов растений, насекомых, птиц и животных. В том числе, занесенных в Красную книгу. А дно водоема формировалось на протяжении пяти тысяч лет.

Светлана Хмельницкая опасается, что эти флора и фауна исчезнут. А если со временем и восстановятся, то только через долгие годы. Или же процедура запустит в озере такие процессы, из-за которых на водоем придется вновь и вновь привлекать технику.

«Озеро в селе Позднеево, его чистили два года назад, по-моему. По наблюдениям местных жителей, ровно через два года оно снова заросло, покрылось ряской. Это компенсационный эффект. Когда идет вмешательство, потом в ответ начинается активное развитие флоры и всех микроорганизмов. Его теперь снова надо чистить, потому что оно опять в том же состоянии. Сенную Курью так же чистили. Через какое-то время все процессы возобновились. […] Толку от этого нет: растрата денег колоссальная и вред окружающей среде», – считает Светлана Хмельницкая.

«Наиболее оптимальные проектные решения»

Как рассказали редакции Tomsk.ru в областном департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды, проектно-сметную документацию для работ готовили «организации, имеющие соответствующую лицензию и специалистов на осуществление данного вида деятельности». И отметили, что действующим законодательством не предусмотрена возможность привлечения экоактивистов к разработке технической документации.

«Кроме того, проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу, в ходе которой проведена проверка на соответствие всем нормативным требованиям. При проектировании мероприятия была проведена оценка планируемого мероприятия на качество воды озера. Предусмотренная проектом выемка донных отложений благоприятно повлияет на процессы очищения озера от загрязнения и восстановления его водных ресурсов. Проектные решения по ликвидации истощения, загрязнения и засорения водного объекта не повлияют на изменение сложившегося водного баланса озера, а только улучшат условия его питания. Как показывает опыт проведения подобных работ на водоемах Томской области, негативного влияния на экосистему расчистка не оказывает. В ходе выполнения работ предусматривается максимальное сохранение существующего растительного и животного мира. Более того, на второй год производства работ проектом предусмотрено восстановление нарушенных земель путем посева трав на берегах озера и компенсационные мероприятия по выпуску молоди рыбы», – сообщили в департаменте.

Как уточняют специалисты, они выбрали «наиболее оптимальные проектные решения». И без применения тяжелой техники (экскаватора, земснаряда, грузового автомобиля и др.) очистить озеро от донных отложений и расчистить его ложе для восстановления естественного биосостояния невозможно.

«Такой проект не должен быть реализован»

К рассмотрению этого проекта в части сноса зеленых насаждений приглашали научного сотрудника лаборатории мониторинга биоразнообразия ТГУ Андрея Баздырева. Он выступил в качестве члена ландшафтной комиссии. Однако непосредственно к разработке проекта в 2019 году эксперта уже не привлекли.

«Сам проект и, тем более, техническое задание на его реализацию в рамках заключенного государственного контракта выполнены бездарно и показывают низкую компетенцию проектировщиков и сотрудников областного департамента природных ресурсов, выступающего заказчиком. Более того, предложенные проектные решения, на мой взгляд, вступают в противоречие с положениями ряда федеральных законов – например, об охране окружающей среды, о животном мире, водного кодекса», – считает эксперт.

По его мнению, главная проблема проекта в том, что «им предусмотрено полное уничтожение растительности по всему периметру озера при расчистке дна с берега с использованием тяжелой техники».

При этом, как считает Андрей Баздырев, существуют куда более щадящие способы очистки озера. Например, с помощью плавучего илососа. Всасывающий рукав этого приспособления погружают в водоем, после чего вакуумный насос втягивает донный осадок. Как считает эксперт, с помощью этой техники изъятие зеленых насаждений будет минимальным, а стоимость очистки многократно ниже указанной в контракте цены.

«Важно также отметить, что никаких компенсационных мероприятий по восстановлению зеленых насаждений проект не предусматривает, хотя стоимость его реализации составляет более 33 млн. рублей. Не меньше обескураживают и сроки проведения работ по проекту, которые приходятся на гнездовой период у птиц, что означает, что тяжелая техника будет физически уничтожать гнезда и птенцов. Компенсация ущерба животному миру в рамках проекта также не предусматривается», – отмечает специалист.

Кроме этого, по его словам, проект «противоречит декларируемым им целям по восстановлению и экологической реабилитации водоема”». По мнению эксперта, он приведет к уничтожению окружающих озеро экосистем.

«Считаю, что представленными техническими решениями такой проект не должен быть реализован, так как это противоречит как природоохранным законам, так и проекту экологического парка, разработанного местными жителями», – рассказал Андрей Баздырев.

Как уточнила редакции Tomsk.ru Светлана Хмельницкая, ландшафтная комиссия одобрила вырубку леса в районе озера Беленькое только в формате предварительного согласования в 2019 году. По ее мнению, это не является официальным разрешением на вырубку. И пока оно не будет получено, подрядчик не может приступить к работе.

«Как я понимаю, разрешение на вырубку не получено. Заседание комиссии пройдет после того, как она приедет на место. И тогда комиссия примет свое решение. Но глава департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Кривов в своих ответах пишет, что разрешение получено», – говорит активистка.

Экопарк на озере Беленькое

А проектом экопарка, о котором говорит Андрей Баздырев, еще с 2020 года занимаются местные активисты, в том числе Светлана Хмельницкая. Согласно плану, в районе озера Беленькое должны сделать сеть пешеходных и велосипедных дорожек, скамейки, мостики, места для отдыха. Кроме этого, активистка хочет, чтобы озеру Беленькое присвоили статус особо охраняемой природной территории (ООПТ).

«В 2020 году я вышла с такой инициативой [создания экопарка] к экс-мэру Томска Ивану Кляйну. Администрация поддержала. В конце года был сделан проект. Потом границы согласовывали. Потом ковид начался, и немножко все затормозилось. Но процесс шел. Скажем так, был поиск организационно-правовой формы: как начать работу, в каком статусе я выступаю», – рассказала Светлана Хмельницкая.

Как отмечает активистка, в июне 2021 года она также направила несколько запросов с необходимостью признать озеро и его территорию ООПТ. В частности, она обращалась к и.о. мэра Томска Михаилу Ратнеру.

«Было отвечено, что все согласны, мое предложение одобряют. И будут как-то вестись работы. Сейчас я знаю, что заммэра Томска по архитектуре и строительству Алексей Макаров ответил, что эти работы в плане нового градостроительного атласа учтены. Я так понимаю, они сейчас его переделывают, что территория озера Беленькое должна быть ООПТ. Но эти работы по изменению плана [начнутся] только с 2024 года, а может, даже в 2025 году будут идти. Если бы уже было ООПТ, таких бы действий не было, а так оно [озеро] беззащитное», – рассказала Светлана Хмельницкая.

Как сообщили редакции Tomsk.ru в областном департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды, они не планировали создавать ООПТ областного значения на озере Беленькое. Однако отметили, что считают возможным придание ему статуса ООПТ местного значения.

Иллюстрация из проекта экопарка

«Проведение работ по расчистке озера Беленькое, активизация процессов самоочистки и улучшение качества воды водоема не противоречит идее создания городского парка, а может стать первой ступенью к созданию рекреационной зоны на берегу озера. Департамент поддерживает инициативу создания парка на берегу озера Беленького и готов к сотрудничеству с активными гражданами при реализации экопроектов», – подчеркнули в департаменте.

«К озеру Беленькое надо подходить очень аккуратно»

Работы с привлечением крупной техники уже проходили и на других водоемах региона. По данным областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, с 2013 года таким образом реабилитировали 14 водоемов.

Среди них озера Университетское, Солнечное, Игуменское, Ботаническое и пруд Позднеевский. В 2013 – 2015 годах расчистили самое крупное и загрязненное озеро Томска – Керепеть.

Кроме этого, работы по регулированию русла проводили на Ушайке в черте Томска, участке русла реки Черная в селе Тахтамышево Томского района. А на 2024 год запланированы работы по расчистке озера в поселке Аэропорт Томского района.

Как вспоминает руководитель томского движения «Экологический подводный десант» Кирилл Бородин, работы с привлечением техники проводили и на озере Сенная Курья. Дайвер с коллегами не раз погружался в этот водоем, а также другие озера региона, чтобы очищать их вручную. 

«Там поработали тракторы, экскаваторы и вот этот плавающий экскаватор. Дно [после работ] из себя представляет взвесь глины, ила и прочей штуки. Фактически, дна там сейчас нет. Если выплыть в центр, там начинается муть, которая уходит в какую-то глину непонятного коричневого цвета. А дальше рука в дно уходит примерно по локоть. Соответственно, травке и другой фауне зацепиться корнями не за что. Мы же понимаем, что трава должна за что-то корнями цепляться, питаться. Она же не только через, условно, фотосинтез и листики получает [питательные вещества]. Должна быть корневая система. А 10 лет назад из Курьи мы пили воду. До того момента, когда туда завели тяжелую технику, там водилась рыба. Сейчас, я думаю, желания пить из Курьи нефильтрованную воду никакого не будет», – Кирилл Бородин рассказывает о той части Сенной Курьи, где проводили работы с привлечением техники.

По его словам, это «не очень хороший пример использования тяжелой техники в водоемах, где была хоть какая-то фауна и экосистема».

«Сколько надо времени, чтобы дно появилось? Это не год, не два и не три. Может быть, пять лет – в лучшем случае. Пока грязь осядет, пока дерн осядет, пока питательная среда появится, пока водоросли начнут размножаться. Именно донные – когда травка начнет расти по дну. Травка появилась, после травки пошли рыбки, рыбки начали фильтровать воду, вода стала чистенькая – то есть, экосистема замкнутая получилась. А сейчас экосистема разомкнутая. То есть, ее никто не балансирует. Поэтому, естественно, она начинает цвести и зеленеть», – рассказывает специалист.

При этом, как говорит Кирилл Бородин, есть и положительный опыт привлечения крупной техники к очистке водоемов.

«По хорошим результатам, если на плавающие экскаваторы смотреть, это река Ушайка. Ее тоже этой техникой чистили. Там хороший результат, потому что изначально дно из себя представляет камни. [Ушайка] проходит через город, и там, по факту, не было никакой фауны, экосистемы, и вода сильно проточнее. То есть, озера не сообщаются ни с чем. Они замкнутые сами в себе. В этом и есть основная проблема. Если мы берем реку, снаружи мы часть почистили [плавающим экскаватором], туда притекли рыбки, травка или еще что-нибудь такое – течение есть, и, условно, рана начинает быстрее затягиваться. И река лучше себя восстанавливает. То есть, на реках возможен хороший результат – можно использовать, где камушки, где грунт», – считает эксперт.

К озеру Беленькое, по его мнению, надо подходить очень аккуратно, потому что это как раз  «замкнутый водоем, который ни с чем не сообщается», а не река, которой было бы куда проще восстановиться после такой процедуры.

Тем временем томские экоактивисты переживают за судьбы и других водных объектов региона. В частности, их заботит состояние реки Басандайка, озера Белое и водоема в селе Позднеево. Редакция Tomsk.ru будет следить, какое развитие получит история с экологической реабилитацией водоемов в регионе.