Источник фото: Святослав Зырянов
Образование

От витаминных леденцов до космических моделей: какие проекты школьники представили на «Фиджитал-дне» ТПУ

09:01 / 14.05.23
3643

Среди 81 проекта жюри выбрало 7 победителей

Мы в социальных сетях:

Сделать макет лунной базы или пушку Гаусса, виртуальную картинную галерею, конструктор для слабовидящих или эко-помаду? Все это могут школьники. Причем не только разработать, но и защитить свой проект перед целым городом! Именно это произошло в рамках «Фиджитал-дня» ТПУ на секции «Юниор-проект».

В рамках этой секции состоялась масштабная выставка проектов школьников по 8 направлениям: от промдизайна и VR до экотехнологий и космических систем. Школьники 8-11 классов из Томской области и других регионов России представили 81 проект. Оценивали их эксперты, потенциальные инвесторы и все желающие горожане в отдельном шатре на Новособорной площади.  

Среди  проектов школьников – макет лунной базы, квантовая зарядка, виртуальная картинная  галерея, трансформатор Тесла, BiOпомада, конструктор для незрячих, марсианский ветрогенератор, нептунолет,3D-тур по родникам Томска и многое другое.

Площадки работали по часу каждая, так что все желающие могли познакомиться с конкурсными работами и задать вопросы авторам. Каждый ребят защищал свой проект практически на уровне стартапа. Восьмиклассников во многих из них и не заподозришь. Например, конструктор для незрячих 8-классник Егор Лапин создал на заказ для занятий со слабовидящими и слепыми детьми в Томске. Другая 8-классница, Полина Родикова, создала витаминный леденец на основе экстракта смородины и изомальта.  

«Это что-то между аптечными леденцами с соком и пастилками от кашля. Изомальт не разрушает эмаль, как сахар. А смородина распространена в нашей стране и добыть ее может каждый. Мы пользовались фармацевтической технологией, созданной в 20 веке Карлом Солденом для своей больной дочки», — поделилась Полина.

Были на выставке и команды, в которых участвовали 6-классники. Например, в создании BiOпомады или тестировании молочной продукции на содержание крахмала.

«Производители могут экономить, добавлять в популярную молочную продукцию химикаты и сторонние примеси. Поэтому мы решили проверить, хорошее молоко мы употребляем, или нет. Также взяли другую продукцию – масло, творог. Здесь можно проверить их с помощью йода, лимонной кислоты и уксуса. Сами мы еще проверяли  – на микробиологию, но здесь это сложно продемонстрировать», — рассказала 6-классница 29 гимназии Елизавета Бокарева.

Есть среди проектов и уже титулованные и отмеченные на крупных федеральных конкурсах. Например, 11-классник Илья Кухаренко разработал электромагнитный ускоритель масс (пушку Гаусса), с которым занял 2 место на международном форуме «Шаг в будущее» в Москве.

«Основой подобных установок является использование электромагнитов и хитрая система работы с ними. Конкретно в моей установке используется три не очень крупных электромагнита,  и механизм предварительного ускорения снарядов.  От других она отличается принципом работы с катушками. Проектом я занимаюсь с 9 класса, перебирал множество вариантов», — отметил Илья.

11-классница из школы «Перспектива» Алина Игнатьева взяла в работу распространение Левзеи Сафлоровидной за пределы ее эндемического района — Алтая. За таким сложным названием скрывается лекарственный Маралий корень.

«Маралий корень является краснокнижным и эндемическим сибирским видом. Он распространен только на Алтае. Культивируется, конечно, в Москве, Новосибирске, Петербурге. Но это данные 2012 года, а после я вообще не нашла, чтобы кто-то этим занимался. Я хочу восстановить естественную численность растения, потому что сейчас она сокращается, сбор жителями не регламентирован», — рассказала Алина.

Проект «Механика — просто» представили 9-классники из Северска Юртаев Даниил и Мурашко Егор. Ребята создали наглядные механизмы, которые можно будет показать на любом уроке физики.

«Это — обычный поршень и кулачковый механизм. Из пластика PLA. Идея сделать их возникла, когда мы поняли, что у школы не хватает материалов для уровок. Когда  говорят: сидите, учите темы по учебнику — это скучно. Легче показать на  примере, как это работает, и дать поиграться. Тот же  кулачковый  механизм можно переделать во что угодно: он используется в насосах, отсечках оружия, музыкальных шкатулках, швейных машинках, коробках передач», — рассказал Даниил Юртаев.

Кстати, проект Даниила и Егора стал победителем в своей номинации «Аддитивные технологии». В сфере «Робототехнические технологии» первое место занял Робот-официант Роблик Максимиллиана Федорова, в «Биоэкотехнологиях» — проект Федора Маркова «Использование углекислотного экстракта пихты при производстве мыла». Также награды получили приложение, определяющее эмоции человека по фото,  3д модель на основе развертки в виде единорога, твердотопливная ракета с системой выведения спутника и виртуальная модель школы.  

Победители и призеры смогут представить свои проекты в Государственной думе РФ, также будут включены в базу «Талант и успех» образовательного центра «Сириус».