Реалити-шоу о пластической хирургии, в которых люди изменяют свою внешность, губительно воздействуют на подростков. Многие из них после просмотра склоняются к тому, чтобы лечь под нож пластических хирургов.
Американские исследователи из Университета Вилланова и Университета Ратгерс рассказали о губительном влиянии реалити-шоу о пластической хирургии на подростков. Участники программ являются примером для подражания. Поэтому подростки зачастую склоняются к тому, чтобы сделать себе пластическую операцию, пишет NEWSru.com-Медицина. По словам экспертов, для развивающегося тела и не устоявшейся психики такие радикальные решения могут иметь серьёзные и крайне негативные последствия.
Ученые отобрали 200 испытуемых младше 20 лет, которым предложили просмотреть несколько телевизионных реалити-шоу, где герои пользовались услугами пластических хирургов. После этого подростков попросили рассказать о своих чувствах.
«Я увидела в этой программе несчастную девушку, которая осуществила свою мечту», — часто отмечали участницы исследований. Девушки чаще, чем юноши, вдохновлялись этими передачами и изъявляли желание изменить свою внешность.
Подростки, легко поддающиеся влиянию, могут решиться на пластическую операцию. Между тем, эти процедуры порой вызывают настоящую психическую зависимость. Такое расстройство очень схоже симптоматикой с расстройствами питания. Так, больные анорексией постоянно желают похудеть, истощая себя до смерти.
Психолог-исследователь Ольга Маховская согласна с мнением американских коллег о вреде таких реалити-шоу для подростков. «Чаще всего у подростков нет своего собственного мнения, и они зависимы от моды, представлений и своих кумиров. Сегодня кумир – это не тот человек, который совершил необычный поступок, а тот, кого показывают по телевизору. Поэтому поведение героев реалити-шоу заимствуется напрямую, — рассказала она Финам.Инфо. — Этому было посвящено большое количество исследований, которые определили, что не происходит опосредования в полученной информации – все модели поведения воспринимаются буквально. Также стоит отметить, что внешность у детей 14-20 лет занимает главное место. Реалити-шоу диктуют моду на пластическую хирургию, но, к счастью, у подростков не хватит карманных денег на то, чтобы ее сделать. Не удивлюсь, если такие передачи являются маркетинговыми заказами. Однако привлекательны не только изменения внешности хирургическим путем, но и такие трансформации, когда человека ведут в салон, делают ему новую прическу и подбирают имидж».
На вопрос, становятся ли подростки счастливее после смены прически и макияжа, Ольга Маховская ответила следующим образом: «Чтобы узнать, необходимо спросить у ребят, что для них значит счастье. Я думаю, что когда они выходят из салона, они довольны – они сделали то, что хотели, значит, получили удовольствие. Но психологи уверены в том, что предела совершенству нет. И сколько бы мы себя не изменяли, нам всегда кажется мало. В этом стремление лечь под нож пластического хирурга сравнивается с шопоголизмом – после покупки возникает потребность купить еще больше. Так и в этой ситуации – человек не успокоится, пока не отрежет себе все что можно и не превратится в полного урода. В этом случае стрижка гораздо безобиднее – волосы отрастут».
Также исследователь рассказала, что все люди, сделавшие пластическую операцию, чем-то друг на друга похожи: «Раньше было всего шесть лекал, сейчас около двухсот. Однако люди все равно скроены в большинстве случаев одинаково. К сожалению, этого подростки не понимают. Человек теряет свою индивидуальность. Люди более тонкой организации приобретают феномен стирания лица и потери личности, и справиться без помощи психолога уже не могут. Если бы молодые девушки и юноши это осознавали, интерес к операциям по изменению собственной внешности у них бы сильно уменьшился»