Интересное

Акция Сбербанка – самая древняя фишка российского рынка акций. В середине 90-х обыкновенную акцию Сбербанка можно было купить за 10-20 долл. Сейчас с учетом сплита эта инвестиция стоит 3560 долл.

20:10 / 20.07.11
1451
Мы в социальных сетях:

Акция Сбербанка – самая древняя фишка российского рынка акций. В середине 90-х обыкновенную акцию Сбербанка можно было купить за 10-20 долл. Сейчас с учетом сплита эта инвестиция стоит 3560 долл.

 Акция Сбербанка – самая древняя фишка российского рынка акций. В середине 90-х обыкновенную акцию Сбербанка можно было купить за 10-20 долл. Сейчас с учетом сплита эта инвестиция стоит 3560 долл.

В свое время одну из статей своей колонки я посвятил лихим 90-м и фондовому рынку того времени, сделав акцент на сейчас уже малоизвестных, но очень знаковых моментах того лихого времени. Сегодня я снова решил вспомнить то время и подробнее рассказать о пионерах нашего фондового рынка – акциях коммерческих банков.

Интерес к ним возник еще в далеком 1993 году, тогда в России останавливались заводы, инфляция составляла несколько десятков процентов в месяц, все расчеты и сбережения осуществлялись в долларах, приватизация часто сопровождалась перестрелкой, а строители финансовых пирамид только приступили к своему доходному, но опасному делу. В то время слова олигарх и банкир были почти синонимами. Коммерческие банки, субъекты новой рыночной экономики, чувствовали себя очень неплохо, особенно те, которые имели среди своих клиентов крупные предприятия, а также счета федерального и региональных бюджетов. За них велась очень жесткая конкуренция. Данные пассивы были практически бесплатными, при этом ставки на рынке межбанковского кредитования превышали 200%, неплохую прибыль также обеспечивала перманентная игра на ослаблении рубля. Не маржа, а сказка. При этом проблемы плохих кредитов практически не существовало, т.к. они обесценивались вместе с инфляцией.

Никакой биржевой торговли тогда не было. Котировки на покупку и продажу выставляли инвестиционные компании, а иногда и фондовые отделы самих банков. Мало кто сейчас помнит громкие имена начала и середины 90-х – Инкомбанк, Токобанк, Торибанк, Нефтехимбанк, Уникомбанк и. т. д.

В условиях очень высокой инфляции банки постоянно нуждались в новом капитале. Обычно почти всю новую эмиссию выкупали действующие крупные клиенты и акционеры. Однако, принять участие в новой эмиссии могли и миноритарии. При этом обычно на рынке курсовая стоимость банковских акций превышала номинал в несколько раз, а участие в размещении давало право приобрести акции по номинальной стоимости.

Иногда приобрести акции нового выпуска по номиналу можно было и на сумму дивидендов, которые иногда выплачивались раз в полгода или даже ежеквартально, это называлось “капитализацией” дивидендов. Дивидендная доходность по банковским бумагам была сопоставима, а иногда и превышала процентные ставки по депозитам. Особенно привлекательно это выглядело на фоне того, что по акциям приватизированных предприятий дивиденды обычно совсем не выплачивались.

В то время также были очень популярны акции с так называемым двойным номиналом, например 1000 руб. или 10 долл. США. Курсовое соотношение могло быть любым и не обязательно было связано с рыночным валютным курсом. Размещение таких акций осуществлялось за валюту, у них была валютная рыночная котировка, дивиденды по ним также выплачивались в валюте. При этом доля в рублевом уставном капитале банка соответствовала рублевому номиналу “валютной” акции. О моделях дисконтированных денежных потоков тогда никто не слышал. Анализ осуществлялся на основе двух мультипликаторов – P/E, P/BV. А для сравнения обычно использовались оценочные мультипликаторы банков Центральной и Восточной Европы.

Мощный удар по рынку банковских акций нанес кризис рынка межбанковских кредитов в августе 1995 года. Тогда несколько банковских фишек оказались банкротами, остальные были вынуждены значительно уменьшить выплаты своим акционерам. Это подорвало доверие к финансовому сектору у инвесторов. В то время считалось нормальным вкладывать деньги в акции приватизированных предприятий, на которых по полгода не выплачивались зарплаты. Однако, всем было ясно, что в случае банкротства банка акционеры и непривилегированные клиенты получат «дырку от бублика». Часто деньги, выведенные ключевыми собственниками из лопнувшего банка, становились основой нового финансового института, банальное воровство и выплаты “крыше” также никто не отменял. “Обманутые вкладчики” – это классическая декорация к театру 90-х. Вместе с тем, нельзя сказать, что интерес инвесторов к банковскому сектору угас полностью. Менатеп и Инкомбанк даже реализовали программу ADR.

Первым политическим банкротом среди фишек также стала компания финансового сектора. Причем задолго до событий вокруг Юкоса. Считается, что за финансовую поддержку оппозиции на президентских выборах 1996 года был разорен Тверьуниверсалбанк. Банковская фишка того времени. Банк в итоге успешно прошел процедуру санации, оказавшись в итоге небольшим региональным коммерческим банком. К его акциям года четыре назад даже проявляла интерес одна региональная инвестиционная компания.

Российский дефолт августа 1998 года похоронил банковскую систему вместе с акционерами лопнувших банков. Фактически у нас до сих пор только две банковские фишки Сбер и ВТБ. Им финансовые потрясения не страшны, их всегда печатным станком поддержит государство. В 1995, 1998 и 2008 Банк России активно накачивал Сбер деньгами. Хотя конечно последний пример ВТБ и Банка Москвы показывает, что иногда социальная нагрузка очень больно бьет по капитализации. Акционерам ВТБ также очень не повезло с IPO 2007, купив в принципе неплохую бумагу, они попали под каток мирового кризиса, оказавшись в плохое время в плохом месте.

Акции Сбербанка — это самая древняя фишка нашего рынка акций, вложиться в данные бумаги можно было уже тогда, когда российская промышленность проходила болезненную процедуру приватизации и реструктуризации. Хотя в РТС акции Сбера появились несколько позже других основных эмитентов. В середине 90-х обыкновенную акцию Сбера можно было купить за 10-20 долл. Сейчас с учетом сплита* эта инвестиция стоит 3560 долл. Даже без учета дивидендов очень неплохое вложение. Впрочем, доходность не удивительна, она отражает изменения, которые произошли с нашей страной и банком с тех пор. Девяностые — лихое казино, главное было правильно сделать ставки.

Ну и в заключение анекдот про "нового русского" и Сбербанк из «лихих девяностых». Приходит Новый Русский в Сбербанк и просит кредит на год 100$. Ему предлагают оставить залог. Он оставляет в залог 600-Мерс. Через год снова заходит Новый Русский в Сбер, отдает 120$. И на удивленный вопрос клерка отвечает: "Где еще найдешь такую дешевую охраняемую стоянку."

*Сплит акций — деление акции, находящейся в обращении, на несколько частей меньшей номинальной стоимости без изменения акционерного капитала. Сплит применяется эмитентом для улучшения ликвидности рынка своих акций в тех случаях, когда их курс поднимается достаточно высоко.