Интересное

Опустошение, вызванное землетрясением и цунами, потрясло Японию. Оказались разрушенной вся система поставок и логистики до такой степени, что многие крупнейшие компании приостановили производство. Но сегодня оптимизм вновь возвращается.

15:28 / 29.07.11
252
Мы в социальных сетях:

Опустошение, вызванное землетрясением и цунами, потрясло Японию. Оказались разрушенной вся система поставок и логистики до такой степени, что многие крупнейшие компании приостановили производство. Но сегодня оптимизм вновь возвращается.

Опустошение, вызванное землетрясением и цунами, потрясло Японию. Оказались разрушенной вся система поставок и логистики до такой степени, что многие крупнейшие компании приостановили производство. Но сегодня оптимизм вновь возвращается.

Проблему нехватки электроэнергии из-за катастрофы на Фукусиме частично решили переходом на гибкие рабочие часы, чтобы избежать пиковых нагрузок.

Июнь 2011 года стал для Японии последним плохим месяцем. Июль практически покончил с ситуацией неопределённости, хаоса в поставках и страха после удара 11 марта. Производство выросло на 3,9%, а потребительские расходы – на 0,8%. В июле и августе ждут нового рывка на 2,2% и на 2%. Япония быстро расправляет плечи, продемонстрировав удивленному миру активный торговый баланс в 707 млрд. иен (9 млрд. долларов) и сокращение экспорта в июне всего на 1,6%. За счёт усовершенствований в автомобильном секторе только в ЕС экспорт вырос на 8%. А ведь в апреле и мае страна имела двузначное снижение экспорта и дефицит в торговле в 11 млрд. и в 6 млрд. долларов соответственно.

Ещё вчера казалось, что нужно ждать середины 2012 года, чтобы полностью восстановить утерянное. Но теперь ясно – уже к январю-февралю 2012 восстановление практически состоится. Если что и может затормозить развертывание японской экономики, то только усиление иены и замедление роста экспортных рынков Китая (на 1,2%) и США (на 6,1%).

Ситуация стабилизировалась. Парламент Японии выделил 4 трлн. иен в мае 2001, и только 2 трлн. в июне вместо ожидаемых 10 трлн. иен. Эта маленькая сумма будет способна финансироваться профицитом бюджета 2010 и не потребуется выпускать новые облигации. Правительство даже обдумывает проект снижения налогов на доходы корпораций через 2-3 года.

Землетрясение 11 марта заставило японские компании полностью пересмотреть свои бизнес-планы и цели. В Mitsubishi Materials Corp., Taiheiyo Cement Corp., Yokogawa Electric Corp., Citizen Holdings идет тотальная перестройка в сторону большей производительности, подгоняемая мощным давлением со стороны иены и ценами на сырье. В сторону новых передовых технологий перестраивается Toshiba Corp. Лидер тяжелого машиностроения Mitsubishi Heavy Industries Ltd. Берет новые заказы на системы предупреждения цунами и на новые системы резервных источников питания.

Другие компании проводят быструю реструктуризацию. Но если производитель офисной техники Ricoh Co. сократит за 3 года 10 000 работников — около 10 % персонала, то производитель ветчины Prima Meat Packers Ltd. за то же время удвоит свои инвестиции, чтобы повысить эффективность поточных линий. Mitsui & Co. и Dow Chemical Co. построят один из самых больших в мире пластмассовых производственных комплексов в Бразилии с общим объемом инвестиций более 2 млрд. долларов. Сырьем послужит сахарный тростник с местных плантаций, которые будут включены в производственный процесс. Ryohin Keikaku Co., компания-учредитель сети магазинов Muji, переносит производство хозяйственных сумок многократного использования из Китая в Лаос.

Масса японских компаний втянулись в программу так называемого социального маркетинга, обещая выделять часть дохода жертвам землетрясения с продажи определённых товаров. Fast Retailing Co. – сеть магазинов Uniqlo – жертвует 100 иен (1,25 доллара) от каждых проданных футболки за 500 иен и рубашки поло за 1 990 иен. Солидарный ответ японцев не заставил себя ждать. Компания собрала больше чем 230 млн. иен Сиротскому Фонду Momo-Kaki, а остаток пошел японскому Красному Кресту. Kirin Beverage Co. также обещает выделить часть своих продаж, например чая Gogo-no-Kocha, чтобы помочь детям в опустошенных бедствием областях. Suntory Holdings Ltd., имеет подобную программу для пива и безалкогольных напитков и ожидает получить 4 млрд. иен, из которых 2 млрд. пойдут рыбакам в префектурах Iwate и Miyagi, а остальные на спортивный инвентарь детям. Аналогично поступает Ito En Ltd. и другие компании.

Усилия японцев сегодня вызывают искреннее удивление и уважение. И нет причин сомневаться, что очень скоро солнце вновь засияет над снежной Фудзиямой.