Споры о том, должно ли государство поддерживать кинопроизводство, разгораются с новой силой.
Критики существующей системы упирают на то, что безвозвратная поддержка «избаловала» российских продюсеров и не способствует развитию живой экономики в киноотрасли, повышению качества и конкурентоспособности отечественных картин. В ответ на это сторонники системы приводят не менее весомый аргумент: если сегодня государство по тем или иным причинам откажется от господдержки производства, наша кинематография просто перестанет существовать.
Чтобы понять отношение к этой проблеме конечного потребителя, то есть российских зрителей (на чьи налоги, кстати сказать, и осуществляется поддержка), мы совместно с исследовательским холдингом Ромир провели опрос общественного мнения. Сразу скажу, что в исследовании приняли участие около 1500 жителей российских городов с населением от 100 тыс. человек и выше, в возрасте от 18 до 60 лет, из 8 федеральных округов России.
Оказалось, что подавляющее число россиян (74%) в той или иной мере поддерживают выделение государственных средств на отечественное кино. При этом 42% опрошенных считают, что финансирование должно стимулировать появление большого числа новых фильмов. Тогда как 32% кажется более разумной идея поддержки нескольких отдельных кинопроектов.
Против выделения государственных средств выступает только 13% россиян, их примерно столько же, сколько и не определившихся. Как и среди обычных зрителей, в среде экспертов не так много принципиальных противников господдержки. Основные расхождения – по поводу ее направлений, объемов и оснований.
На мой взгляд, государству следует формировать заказ на фильмы, имеющие высокую социальную значимость, и выделять деньги на их производство (рассчитывать, что создание этих картин рано или поздно инициирует бизнес, – утопия). Но дотировать на данном этапе необходимо и коммерческие кинопроекты, постепенно переходя на их возвратное финансирование. При этом выделение госсредств на коммерческое кино может происходить лишь в одном случае – когда справедливые затраты на его производство не возвращаются продюсерам кассовыми сборами и продажей прав по причине неразвитости системы кинопроката или ввиду других барьеров, имеющих системный характер (таких, как интернет-пиратство). В этом случае дотирование призвано защитить отечественную кинопродукцию от экономического дисбаланса и прессинга на рынок внешних производителей. Но такое дотирование не может длиться бесконечно.
Кроме того, госсредств требует и продвижение российских картин в прокат. В условиях доминирования голливудских фильмов и постоянного роста рекламных расходов наши фильмы часто проходят незамеченными зрителями.
И наконец, мне представляется разумным рассмотреть еще одну меру господдержки – компенсацию упущенной прибыли тем кинотеатрам, которые системно работают с российским кино.
Системность – то ключевое свойство, без которой государственная политика в области кино при всех своих плюсах и минусах так и останется поводом для раздора.