Когда человек придумывает что-то новое, ему крайне трудно заставить себя показать это всему миру. Прежде всего это происходит из-за неуверенности в том, что ваш продукт действительно будет полезным.
Держа в руках черно-белую копию заявки на полезную модель мобильного устройства дозиметра-радиометра для мобильного телефона или смартфона, я задумался.
А что дальше делать с плодом изобретательской мысли? Еще было далеко до положительного решения о выдаче Российского патента. Тем более не было в природе самого Патента с красивой, как говорят бывалые, тесненной печатью. Моя жизнь и собственный опыт в бизнесе говорил внутренним голосом: «Делай что можешь, и будь что будет». И я приступил к действиям.
Дабы не вводить в заблуждение читателя о своих сверхвозможностях изобретателя, хочу отметить следующее. Полезная модель – это предоставляемая государством юридическая форма защиты технических решений, не обладающих «изобретательским уровнем» — критерием оценки патентоспособности, необходимым для выдачи патента на изобретение, но удовлетворяющее двум другим критериям оценки патентоспособности, один из которых требует, чтобы техническое решение обладало новизной, а другой требует, чтобы устройство было промышленно применимым.
Так уж сложилась моя психика, что мне обязательно каким-то позитивом хочется поделиться с друзьями. И в этот раз я решил, что все придуманное необходимо обсудить со своим партнерами и рядом близких друзей. Для солидности и убедительности заказал у давних партнеров, дизайнеров Лены и Сергея Камаевых презентацию как бы существующего в природе устройства. Само устройство было названо «ДО-РА», что является сочетанием двух первых букв из слова дозиметр-радиометр и емко и кратко описывает его функционал. Собственно, так же это устройство звучит в английской интерпретации dozimetr-radiometr, или «DO-RA».
Из моих карандашных рисунков дизайнеры Камаевы сделали образец дизайнерского искусства, которому, наверное, мог бы позавидовать даже сам Стив Джобс. Ведь свой первый карандашный набросок я сделал именно для IPhone-4. Потом на его базе появились все последующие, визуальные 3D-макеты устройства DO-RA и программного продукта к нему. Из дизайнерского изображения, на котором во всей красе любовался IPhone, был пристыкован мой маленький макет еще разрабатываемого в уме устройства «ДО-РА».
Полет моей инженерной мысли заключался в следующем. У IPhone удобный USB-порт, объединённый с разъемом питания смартфона. Поэтому вполне разумно с моей точки зрения было объединить коммуникации передачи данных от устройства «ДО-РА» с USB-портом и бортовым источником питания самого аппарата, тем самым миниатюризировать устройство «ДО-РА», при этом успешно использовать все возможности операционной системы смартфона. В данном случае пристяжная модель пассивного по питанию устройства «ДО-РА» меня вполне устраивала. Ведь на руках таких смартфонов огромное количество, размышлял я. А с пристяжным «ДО-РА» через USB или мини USB-порт любой смартфон быстро превращается, превращается быстро…, в устройство, предупреждающее Вас, а значит и защищающее Вас от вредного воздействия радиации, где бы Вы ни находились.
Со всеми своими размышлениями, вдобавок оформленными в красивую и реалистичную презентацию, я обратился к одному из своих партнеров для тестирования о необходимости такого устройства в быту. Он внимательно выслушал мое микровыступление, немного подумал и сказал: «Володя, мне кажется, что ты родился не в той стране». Тогда я его спросил, а где я, по его мнению, должен был бы родиться. Его ответ был лаконичен – в Америке. Тогда я рассказал партнеру бородатый анекдот: «Червячок-сынок спрашивает у червяка-мамы: Почему, мама, мы живем не в яблоке, как другие?…» Для приличия мы с партнером немного посмеялись и побежали по своим делам.
Примерно в таких диалогах с разными собеседниками я провел неделю или более. Это позволило мне получить как положительные отклики, так и критические замечания и пояснения к моему изобретению. Иногда я думал, что изобретательское чудачество – это запоздалый отзвук моего инженерного прошлого, забытого сразу же после зашиты кандидатской диссертации. А внутренний голос не отпускал меня в монологах о пользе данного изобретения.
Однажды я заехал к своему хорошему другу Сергею Жукову, как раз недавно приглашенному на работу в Инноград «Сколково» руководить космическим кластером. И вот я, пользуясь случаем, рассказал ему об изобретательском хобби и своих внутренних сомнениях. На мои сомнения С. Жуков отреагировал мгновенно. Он предложил попытаться оформить документы на Грант финансирования в Сколково, чтобы проверить реалистичность моей идеи, а также оценить ее практический смысл. Ведь проверкой таких проектов в Сколково занимается целая группа профессиональных зарубежных и российских экспертов. И вот, излагал С. Жуков: «Если экспертам твоя идея придётся по душе, то будет понятно, надо ли это изобретение мировому сообществу или нет».
На следующий день, сидя в интернете, я уже заполнял формуляр, выложенный на сайте Сколково. Благо, при разработке самой идеи устройства мною было написано много файлов по сути вопроса, поэтому процесс оформления прошел достаточно быстро.
Продолжение следует…