На прошлой неделе Yandex озвучил ключевые финансовые показатели за 3-й квартал 2011 года. Развивается российская компания заслуживающими внимания конкурентов темпами. Google заметил это раньше и поспешил реагировать.
Хотя именно в третьем квартале большинство банкиров и аналитиков заговорили о второй волне экономического кризиса, рекламодатели Рунета продолжали осваивать свои бюджеты и использовать возможности Yandex.
Согласно данным Yandex, количество рекламодателей превысило 158 тысяч — это на 48% больше, чем в третьем квартале прошлого года, и на 10% больше, чем во втором квартале 2011 года. Еще Yandex запустил для рекламодателей экспериментальные форматы медийной рекламы – в частности, рекламные объявления, таргетированные по социально-демографическим признакам, и открыл портал в Турции.
Аркадий Волож, генеральный директор Яндекса, назвал это "очень важным этапом развития, теперь мы стали по-настоящему международной компанией" (цитирую по пресс-релизу Yandex).
По поисковым технологиям и сервисам Yandex сейчас не уступает Google, а в некоторых сегментах и превосходит конкурента. Российской компании не хватало только "зоны покрытия", но, похоже, вскоре этот вопрос будет решен окончательно. Выход на международный уровень — вот что напрягает Google в стремительном развитии Yandex.
Старые-добрые времена начала 2000-х годов прошли. Тогда на рынке браузеров лидировал Internet Explorer от Microsoft, поисковик которого назывался MSN – с ним конкурировал молодой Google. Но более сильный MSN не позволял себе монополизировать поиск насильственными методами. Монополист-Explorer спокойно разрешал пользователям установить любой поисковик, в том числе Google и Yandex. А сейчас Google начал чинить препоны российскому поисковику: например, c сентября в браузере Chrome нельзя поставить поиск Yandex по умолчанию.
Основная проблема Yandex не в том, что в Chrome нельзя по умолчанию его использовать (доля Chrome реально невелика, хотя и хорошо растет), а в том, что на Android-платформе, установленной на большинстве смартфонов в мире и разрабатываемой Google, теперь дефолтным поисковиком может быть только Google.
Это не просто жесткая конкуренция, это, возможно, самый наглый вызов за всю историю. Интересно, стерпят ли это пользователи. Не секрет, что Chrome и смартфонами на Android пользуются в основном разработчики и технари, а в Российской Федерации большинство смартфонов – iPhone. Как руководитель группы разработчиков, я думаю, что не стерпят. Cимпатия разработчиков-гиков к гиганту поиска всегда, в первую очередь, основывалась на свободолюбии. Google они любили и за множество сервисов для разработчиков, и за крутейшие опенсорсные проекты, за то, что он не сдавал пользователей "органам". Ну и, конечно, за то, что абсолютно честно конкурировал, в том числе с маленькими компаниями, обгонявшими его технологически в очень узких сегментах.
Нынешняя смена конкурентной политики реально вопиющая. Я сам "технарь", у меня есть Android-смартфон, на ноутбуке установлен Chrome, но как только мне запретят в этом браузере менять поисковики или, например, закрепят "домашнюю страницу" (чем не "следующий шаг" для Google?), я выброшу телефон и удалю Chrome. Благо, альтернатив хватает. Важно заметить, что Chrome еще не занял прочных позиций на рынке, чтобы пытаться диктовать условия. Он имеет ряд "недостатков" в прайваси, а теперь еще и такой недостаток, как наглость, может реально оттолкнуть аудиторию: люди не любят, когда за ними по умолчанию следят и когда по умолчанию заставляют пользоваться чем-то.
Текущая политика наводит на мысль о неудачной смене CEO Google, так как мистер Эрик Шмидт за 10 лет у руля компании таких вещей не допускал. Но теперь у руля основатель и совладелец, поэтому, вероятно, агрессия затянется и усилится. Что ж, давно пора сменить вывеску "корпорация добра" на "империю зла".