Еще рано говорить о начале восстановления российской экономики, заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович на Х Международной научной конференции ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. Неясно, прошла ли Россия все стадии кризиса. Более определенно об этом можно будет сказать только после «расчистки балансов и банков и экономики как таковой от неэффективных элементов».
Пока, по мнению помощника президента, необходимо продолжать оказывать поддержку финансового сектора, так как он должен функционировать. Государству очень хочется, чтобы деньги оставались в стране и отдавались родной промышленности, а не выводились вместо этого за рубеж. Но власти не могут ни указывать банкам, что им делать с деньгами, ни оказывать поддержку реальному сектору напрямую, так как это таит опасность финансового протекционизма и централизованного распределения ресурсов. Задача правительства – создать условия, при которых банкам будет невыгодно выводить капитал из страны, уверен Дворкович.
При этом у правительства нет раз и навсегда принятых решений, сказал помощник президента. Власти необходима помощь экспертного сообщества в выработке стратегии действий.
Президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф считает, что мировой экономике еще предстоит пережить очень тяжелые времена. «В 2009 году риски в мировом финансовом секторе упали, но, к сожалению, они перекочевали в реальный сектор», — констатирует он. России отчасти повезло: как такового банковского кризиса в нашей стране не было, так как кредитные институты не успели развиться так сильно, как в западных странах. Поэтому нашей экономике удалось избежать эффекта мыльного пузыря.
Что касается прогнозов, Греф уверен, что «будет длинное, мучительное восстановление после кризиса». Проанализировав крупнейшие кризисы в мировой экономике последних десятилетий, глава Сбербанка сделал вывод: восстановление занимает в 2 раза больше времени, чем спад. Но и время окончания рецессии сейчас тяжело предсказать.
Говоря о стратегии борьбы с кризисом, Герман Греф подчеркнул, что правительству не стоит сломя голову придумывать программу, которая охватит все сферы экономики. Не всегда гиперактивность государства приводит к хорошему результату, иногда она ведет к глубокой рецессии. Но в одном глава Сбербанка уверен: «Пока власти не решили проблему банковского сектора, восстановления не происходит». Банки должны быть рекапитализированы, но у них самих средств на это не хватает, поэтому государственные вливания в финансовый сектор необходимы.
Изменения в банковской системе должны произойти естественным путем. Сейчас в России есть несколько крупных «банков-монстров» и огромное количество мелких «банков-зомби», многие из которых не выполняют одну из важнейших функций – кредитную. Это, по мнению Грефа, вредно для экономики, так как эти «банки-зомби не создают никаких предпосылок для выхода из кризиса». Поэтому российскую банковскую систему ждет консолидация. Несмотря на то, что это не выгодно Сбербанку, Герман Греф считает это позитивным для экономики в целом.
Греф уверен, что не стоит изобретать велосипед и выдумывать какие-то особенные способы выхода из кризиса. Надо всего лишь изучить мировой опыт и грамотно его применить к российским реалиям. По его словам, поиск третьего пути происходит тогда, когда не знают о первых двух. И главный путь выхода из кризиса – поддержка финансового сектора.
В этом с ним согласен первый заместитель председателя Центрального банка России Алексей Улюкаев. «Пожар тушится водой – кризис ликвидности заливается деньгами», — заявил он.
Улюкаев наиболее оптимистично смотрит на сегодняшнюю ситуацию и ее будущее развитие. Он считает все процессы, происходящие в экономике естественными, никакого коллапса и катастрофы нет.
По мнению главы Центробанка, дно кризиса – миф. Не будет никакой самой ужасной точки, после которой можно рассчитывать на восстановление. Просто экономика станет развиваться другими темпами. Также мифическим является ожидание второй волны кризиса.
Тем не менее, Улюкаев уверен, что самое худшее позади. Своевременная поддержка банков направила дальнейшее развитие ситуации в нужное русло. «Мы устойчиво сокращаем объем кредита, который мы выдаем банковскому сектору», — отмечает он. При этом начался массовый процесс досрочного погашения банками госкредитов. Более того, некоторые компании, которые осенью получили государственную помощь на рефинансирование внешнего долга, тоже начали досрочно погашать кредиты. На данный момент одна компания уже гасит кредит, еще две ведут переговоры об этом.
Улюкаев согласен с Грефом в том, что нет необходимости спешить с банковской рекапитализацией. «У нас впереди есть месяцы, а, может, и годы для решения этой проблемы», — заявил он.
Также оптимистично Алексей Улюкаев смотрит на девальвационный и инфляционный процессы. У рубля, по словам главы ЦБ, сейчас намного больше шансов на дальнейшее укрепление, чем на ослабление. По поводу инфляции он дал совсем благополучный прогноз: 13% — это не просто реально. Россия может закончить 2009 год даже с меньшей инфляцией. Вот такой нас в этом году ожидает Happy End.