Современные реалии требуют новых подходов, и в первую очередь, в образовании. Так, Томский педагогический университет запустил программу, по которой студент может на выходе получить два диплома — о среднем профессиональном и высшем образованиях, а выпускники СПО — сократить срок обучения. Подробней о новом направлении и как на него попасть, рассказала декан Технолого-экономического факультета Елена Колесникова.

Действительно, на базе нашего факультета открыт набор по новому направлению бакалавриата — «Профессиональное обучение (по отраслям), Педагог профессионального образования». Что это подразумевает? Это значит, что педагог, который готовит рабочие кадры, должен сам изначально владеть какой-то профессией. И наша программа направлена, в первую очередь, на выпускников СПО и тех, кто желает стать педагогом. Например, в каждом колледже есть ребята, которые принимали участие в конкурсах профессионального мастерства, побеждали и теперь хотят поделиться опытом с молодежью в качестве педагогов.
Мы состыковали наши учебные планы с планами СПО и выстроили новую образовательную программу так, что второй курс и начало третьего отдаем под изучение конкретной специальности или рабочей профессии. И если у студента по этой специальности уже есть диплом СПО, мы перезачитываем ему дисциплины и практики, сокращая время обучения на год-полтора. Также весь последний год у такого студента активно идет педагогическая практика в профильном колледже, куда мы его прикрепляем с первого семестра. И со стороны учреждения, и с нашей стороны у него будут наставники. На практике он решает различные задачи — в области обучения, воспитания или развития, отрабатывая навыки, получая опыт, и все это он потом защищает на выпускной квалификационной работе.
Школьники после 11 класса в рамках этого направления сначала поступают на СПО, изучают профессию, а дальше мы также перезачитываем пройденные дисциплины. И таким образом, за четыре года эти студенты получают два диплома — СПО по рабочей профессии или специальности и о высшем образовании.
Также на факультете мы реализуем программу подготовки по направлению «Педагогическое образование». Здесь два профиля — «Технология» и «Безопасность жизнедеятельности». В школе эти предметы с прошлого годы называются «Труд» и «Основы безопасности и защиты Родины» соответственно. И в рамках профессионального образования мы уже много лет отрабатываем профиль «Декоративно-прикладное искусства и дизайн».
Вообще, именно педагог сейчас играет важную роль в обучении новых специалистов. Потому что производственник может быть отличным мастером, но без знания методик преподавания, психологии и общения будет сложно донести информацию современным подросткам. Нужен баланс: и соблюсти дисциплину и правила безопасности, и заинтересовать, и удержать внимание, и донести информацию, и передать навыки. Именно таких специалистов мы и готовим. Это запрос времени.
На факультете студенты получают хорошую базу предпринимательства. Как оно связано с профилем, и как это помогает студентам?
Любой бизнес начинается с процесса создания чего-то, с технологического объекта. И этот объект должен быть кому-то нужен, приносить пользу. Когда студент создает изделие и никуда его потом не может применить — мотивация теряется. А когда понимаешь, что это можно как-то применить, расширить, включается необходимость в знаниях предпринимательства. Сейчас есть такие понятия, как технологическое предпринимательство, социальное. Социальное — это когда проекты направлены в креативную среду, на обслуживание человека. Технологическое — это инвестиционно привлекательные технопроекты, которые будут востребованы обществом: от космического оборудования до какой-нибудь необычной обуви, которая будет легко трансформироваться. Так, экономика, менеджмент и предпринимательство стали составляющими технологии, потому что все это нужно для продвижения. Наши студенты учатся создавать бизнес-план, просчитывать, какие ресурсы будут задействованы, кто будет производить, какое помещение, оборудование, расходы, кому это нужно, по какой цене, кто конкуренты и т.д. Но все начинается с технологического объекта.
Как поступить?
При поступлении на педагогические направления после 11 класса два экзамена обязательные — русский и обществознание, а третий на выбор: история, химия, биология, иностранный язык и т.д. — всего можно выбрать в рамках восьми предметов. Для профильного образования третий экзамен — творческое профессиональное испытание. Если уже есть диплом СПО, то абитуриенты сдают тесты на базе университета и проходят профессиональное испытание. По профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» сдается рисунок — будущий дизайнер сходу сделает набросок, покажет композицию. А педагог профессионального образования пишет эссе «Моя педагогическая карьера-2040».
Бюджетных мест от 15 до 20 по этим направлениям (для «Экономики» и «Менеджмента» только платная форма обучения). Важно отметить, что на «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», на новую программу — там, где есть творческие испытания, — главное, не опоздать со временем подачи документы. Здесь прием заканчивается раньше — в середине июля. И конкурс есть. Но отрадно, что поступать приходят именно осознанные абитуриенты, те, кто понимает специфику и составляющие педагогического направления.