6 сентября бывший заместитель губернатора Томской области по инвестиционной политике Юрий Гурдин выступил в Советском суде с последним словом. Напомним, обвиняют бывшего чиновника в хищении денежных средств при оплате работ по разработке межвузовского кампуса в Томске. По версии следствия, своими действиями он нанес бюджету региона ущерб в размере 79 миллионов рублей.
Ранее прокуратура запросила восемь лет колонии, штраф в размере 500 тысяч рублей, а также взыскать с него 79 миллионов рублей ущерба в пользу бюджета Томской области. Его обвиняют по двум статьям: части 3 статьи 33, части 4 статьи 160 УК РФ (организация растраты) и части 3 статьи 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).
Свое выступление Гурдин начал с вопроса, который он задал гособвинителю. На протяжении двух лет прокурором по делу экс-замгубернатора выступал Игорь Паницкий, но на судебном процессе, который прошел 6 сентября, его замещала прокурор Диана Суховеева.
В чем моя корысть?
«Выступая в судебных прениях, я адресовал ряд вопросов государственному обвинителю и попросил его ответить на них. Одним из тех вопросов, который я адресовал государственному обвинителю — это «в чем выражалась моя корысть?», — задал Гурдин вопрос гособвинителю.
Напомним, Юрий Гурдин обвиняется в том, что он из корыстных побуждений организовал хищение бюджетных средств именно в пользу ГК «Гранит», настояв на выделении субсидии фонду «ТомскИнвестСервис» в обход №44-ФЗ. Ранее защитники экс-замгубернатора не раз сообщали, что в суде так и не доказана заинтересованность Гурдина в том, чтобы деньги получил именно «Гранит».
«Я, по версии следствия, организовал растрату бюджетных денежных средств в размере 79 миллионов рублей, при этом не имея никаких побудительных мотивов. То есть, я организовал растрату ради того, чтобы ее организовать», — отметил в своем выступлении Гурдин.
Законность выделения субсидии
«Если уважаемый государственный обвинитель считает, что субсидия была выделена незаконно, то почему в этом случае речь идет только о хищении бюджетных денежных средств в сумме 79 миллионов рублей и только в части завышении стоимости работ по договору, заключенному между фондом и «Гранитом» на разработку концепции, а не о полной сумме субсидии в размере 113 миллионов рублей, предоставленной и перечисленной фонду», — спросил экс-замгубернатора.
Также Гурдин в своем выступлении ссылался на то, что адресная субсидия фонду была выделена законно, о чем свидетельствуют ответы на адвокатские запросы, полученные его юристами в Минфине, Минюсте и департаменте финансов Томской области. Поэтому, по его словам, сомнений в законности выделения субсидии фонду, нет.
«Почему именно я?»
Обвинение Юрия Гурдина строится на том, что именно он настоял на выделении денежных средств фонду. Для этого подсудимый дал указание своим подчиненным из департамента инвестиций Томской области подготовить и подписать распоряжение о том, чтобы деньги из областного бюджета были выделенными именно фонду «ТомскИнвестСервис», директором которого на тот момент являлся Андрей Хващевский.
Но, как сообщил сам Гурдин в ходе последнего слова, он попросту не имел на это полномочий, поскольку департамент инвестиций, который он возглавлял на тот момент, отвечает лишь за адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с лимитом доведенных бюджетных обязательств. Основание заключить с фондом соглашение о предоставлении субсидии и выделение самой субсидии в размере 56 миллионов рублей, регулируется исключительно законом Томской области о бюджете. «Ни чьи указания не играли никакой роли и не имели никакого значения для департамента инвестиций!», — отметил Гурдин.
Особое внимание в своем последнем слове Юрий Гурдин уделил тому, что принимать участие в вопросах, связанных с разработкой концепции кампуса, он начал лишь с 17 июля 2020 года. А совещания, встречи и согласования, посвященные вопросу концепции, уже проводились в стенах «белого дома».
Так, например, он сослался на электронное письмо от 28 мая 2020 года, в котором содержалась информация о согласовании проекта техзадания кампуса и стоимости работ. Данное письмо было перенаправлено на согласование начальнику департамента строительства Томской области Дмитрию Ассонову и экс-заместителю губернатора Томской области по экономике Андрею Антонову. Гурдину это письмо никто не пересылал.
«Если к 17 июля 2020 года техническое задание и стоимость работ по разработке концепции студенческого городка были согласованы, каким образом я мог повлиять на указанные процессы, и почему именно я должен отвечать на вопрос о стоимости работ?», — уточнил Гурдин.
Странные персонажи — Хващевский и Ящук
В своем выступлении Гурдин также вспомнил об Андрее Хващевском (директоре фонда «ТомскИнвестСервис») и Станиславе Ящуке (гендиректоре АО «Региональный деловой центр Томской области»), с помощью которых Гурдин, как утверждает обвинение, совершил преступление. «Более странных персонажей, чтобы воплотить свой преступный умысел в жизнь найти было трудно», — отметил подсудимый.
Напомним, по версии гособвинителя, Юрий Гудин через Станислава Ящука дал указание Андрею Хващевскому привлечь к разработке концепции томского студенческого городка ГК «Гранит», и, в обход №44-ФЗ, выделить субсидию непосредственно фонду «ТомскИнвестСервис».
«Я замыслил, как утверждает государственный обвинитель, похитить бюджетные денежные средства в особо крупном размере и для этой цели выбрал самого подходящего исполнителя – Хващевского, которого в жизни видел раз или два. Естественно, кого еще выбрать на роль исполнителя, когда на кону стоит 79 миллионов рублей. <…> И конечно же, по версии стороны обвинения, мне просто необходим был посредник в лице Ящука, который передавал Хващевскому мои указания, но при этом сам Ящук, по версии обвинения, «был не осведомлен о преступных намерениях Гурдина». Абсурд?», — поинтересовался у прокурора Гурдин.
Юрий Гурдин также сообщил, что Хващевский в суде допрошен не был, поскольку воспользовался 51 статьей Конституцией РФ, а Ящука гособвинитель попросту не допустил к повторному допросу.
«Незаконное и необоснованное обвинение»
Юрию Гурдину также вменяется факт того, что он купил поддельные дипломы ТГАСУ и ТГУ, которые позже предоставил во время трудоустройства на должность замгубернатора в администрацию Томской области.
По словам самого Гурдина, это «надуманное, ничем не подтвержденное предположение, отвлекающее общественное внимание от основного дела».
«С предъявленным мне обвинением я полностью не согласен. Считаю, что оно не основано на фактах, произошедших в реальной действительности, является незаконным и необоснованным. Стороной обвинения не доказан ни факт совершения мною преступления, ни объективная сторона моих действий. Очень надеюсь, что суд будет объективен и беспристрастен в оценке законности моих действий и необоснованности предъявленного мне обвинения», — завершил свое выступление Юрий Гурдин.
Сегодня, 9 сентября, судья Советского районного суда Томска Дмитрий Борисов вынесет приговор экс-замгубернатору Юрию Гурдину.