Источник фото: архив героя
Интервью

«Никто ничего не понимает, но всем весело»: томский путешественник — о поездке в Стамбул без денег, реакции на стихи и отношении к россиянам за границей

11:00 / 03.10.23
2514
Мы в социальных сетях:

Этим летом автор блога «С Пушкиным по Миру», томич Алексей Лоскутников вернулся из путешествия в Турцию, куда решил добраться с одним рублем и томиком стихов Пушкина. Через стихи, как выражается сам путешественник, он передает людям энергию после посещения разных, в том числе религиозных, мест. Журналист Tomsk.ru поговорил с Алексеем о гостеприимстве, самых интересных местах для ночевки и напряжении в общении с иностранцами.

— Давай начнем с того, где ты сейчас. Что это за завод и почему он где-то под Тулой?

— Тут зарплата просто выше. Приехал поработать вахтой, заработать денег. Занимаюсь сборкой задней подвески, подрамников для автомобилей. Пару месяцев поработаю, может, еще пару «ходок» сделаю и буду чилить.

— Какие у тебя планы на ближайшее время? Зимой поработать, а летом снова в путешествие?

— Вообще, да, у меня в планах еще одно довольно крупное путешествие, но пока не хочу о нем рассказывать.

— Тогда вернемся к тому, из которого ты приехал. Сколько времени у тебя ушло на поездку до Стамбула и как ты туда добирался?

— До Стамбула я добрался автостопом ровно за два месяца. Мог быстрее, но мое передвижение зависело от условий, в которых я находился. Если я находил места, чтобы переночевать, с едой все нормально было, то я там задерживался. Например, в Дагестане я провел две недели, хотя планировал три дня.

В Турции условия были настолько благоприятными, что я половину пути до Стамбула даже руку не поднимал — машины сами останавливались. Хотя это очень индивидуальный опыт, я общался с другими путешественниками, они говорили, что у них вообще не получалось машину поймать.

Еще в Турции я впервые заночевал в мечети: оказывается, большинство из них ночью открыты. Но минус в том, что в четыре утра приходит имам, который открывает ее для утреннего намаза. Он на меня посмотрел, даже ничего не сказал, я встал и пошел.

«Никто ничего не понимает, но всем весело»: томский путешественник — о поездке в Стамбул без денег, реакции на стихи и отношении к россиянам за границей

— До Стамбула ты планировал доехать с одним рублем в кармане, получилось?

— У меня были деньги на долларовой карте, но я мог их потратить только добравшись до Стамбула, эту миссию я выполнил. Несколько человек по пути мне подарили деньги, хотя я не просил, и я их принял, не смог отказаться. Но когда мне родственники или друзья предлагали скинуть денег, я отказывался.

— Когда ты доехал до Стамбула и разрешил себе пользоваться картой, почувствовал какое-то облегчение?

— У меня карточка казахская, я не знал, будет она вообще работать или нет. Захожу в супермаркет, пробиваю продукты на кассе — товар пробился. И меня реально прорвало: следующие два-три дня я только от магазина к магазину ходил. У меня реально шок был, что я могу ходить и покупать все, представь, два месяца ничего не покупаешь, а тут — свобода!

До этого я нашел две лиры на улице и купил на них какое-то дешевое пирожное — оно такое вкусное было! А тут на третий день, когда уже наелся всего, пошел в элитный ресторан, купил за 80 лир пирожное — шикую по полной, короче — и понимаю, что оно не такое вкусное как то, купленное за две лиры, когда я был в нужде, скажем так.

Когда у меня появился доступ к деньгам, я наелся, и почувствовал, что мне уже не хочется ни с кем общаться, здороваться. Надеваешь черные очки, кепку — и все, тебя уже никто не приглашает к столу, да и у тебя нет мотивации, как бы это меркантильно не звучало.

«Никто ничего не понимает, но всем весело»: томский путешественник — о поездке в Стамбул без денег, реакции на стихи и отношении к россиянам за границей

— Видел, что за все путешествие ты потратил около 60 тысяч рублей, на что в основном уходили деньги?

— Еда, дорога, плюс на обратном пути я уже хостелами пользовался. Когда в Россию вернулся, уже понимал, что здесь с автостопом гораздо хуже, чем за границей. Здесь я уже и «БлаБлаКаром» пользовался, и автобусами плюс слетал в Кыргызстан.

— Главной фишкой твоего путешествия было чтение вслух стихов Пушкина. Как люди в разных странах к этому относятся?

— Могу пример привести: вот мы едем с чуваком из Турции, я английский так себе знаю, ну и он тоже не особо. Я начинаю читать стихотворение, он слушает-слушает, и вот этот момент, когда я заканчиваю, он как-то тоже начинает открываться, какие-то байки рассказывать, я половину не понимаю, но всем весело. Все равно раскрепощает людей эта тема.

— Есть стереотип, что в России люди более закрытые, угрюмые, что твой опыт об этом говорит?

— Тут еще влияет то, что ты турист из другой страны, и людям интересно, поэтому, может быть, такой эффект создается, что за границей более открытые люди. К примеру, когда ты идешь по деревне в России с рюкзаком, с тобой просто так никто не здоровается, а в том же Таджикистане каждый первый будет махать: «О, брат, здарова, откуда ты?»

— Как у тебя складывались отношения с людьми в других странах, с учетом того, что происходит в мире?

— Единственная страна, где было заметно напряжение, это Грузия — там Россию недолюбливают из-за двух войн. Помню, мужик меня подобрал, оказалось, начальник пограничной службы. А я этого сначала не понял, и давай его спрашивать: а почему, если люди были в Абхазии, в Грузию их потом не пускают? Его это очень зацепило, потому что для них Абхазия — это оккупированная Россией территория. Сказал, что раньше таких могли «для профилактики» посадить на два-три месяца, а сейчас просто не пускают.

Еще у меня были проблемы на въезде в Грузию, на границе отправили на допрос к сбшнику какому-то (СБ — служба безопасности, — прим. Tomsk.ru), он расспрашивал, куда собираюсь, что буду делать. На обратном пути встретил велосипедиста, тоже российский турист, его не пустили в Грузию без объяснения причин.

«Никто ничего не понимает, но всем весело»: томский путешественник — о поездке в Стамбул без денег, реакции на стихи и отношении к россиянам за границей

— Правда, что в Армении, например, в отличие от Узбекистана и Таджикистана, не очень принято приглашать путешественников переночевать?

— Да, причем они говорят: да тебя любой пустит, все хорошо. А по факту у меня другой опыт сложился. Сижу в типичной глухой деревеньке с мужиками, прямым текстом говорю, что негде переночевать, они такие: ну туда куда-нибудь сходи. Причем контингент такой, который всегда соглашается в том же Узбекистане: мужики за 50, уже повидавшие жизнь, им вообще по кайфу с тобой поговорить, домой пригласить.

— Самые интересные места, где ты в этот раз ночевал? Про мечеть ты уже рассказывал, еще что-то такое было?

— Часто ночевал просто под открытым небом, какие-то заброшенные здания искал. Плюс нашел такой лайфхак: например, в Дагестане на заправках есть комната для молитв, и там можно ночевать, никто тебе ничего не скажет.

Если в Турцию идти пешком через Грузию, там на берегу есть один дом, рядом больше ничего нет, и там живет мужичок, который принимает всех путешественников. У него весь дом исписан отзывами людей из разных стран с благодарностями.

Еще в Грузии в интересном месте ночевал: я нашел какой-то заброшенный пансионат, из которого сделали ночной клуб в готическом стиле, с привидениями, черепами, и вот там я ночевал. У меня был из запасов рис, который мне подарили в церкви, нашел какую-то железную банку, развел костер и готовил.

«Никто ничего не понимает, но всем весело»: томский путешественник — о поездке в Стамбул без денег, реакции на стихи и отношении к россиянам за границей

— Какими были лучший и худший твой день в этом путешествии?

— Лучший день, наверное, когда я до Стамбула добрался — мучения закончились. Кажется, что путешествовать — это легко, а у тебя постоянное напряжение в голове: где взять еды, хочешь-не хочешь, мысли всегда об этом, запасов было на один-два дня.

Худший был в Грузии, когда в Батуми я хотел заночевать под пирсом, подумал, что это идеальное место: защита от дождя, ветра, темно. Но там оказалось сыро, комары мешали спать, плюс люди подходили справлять нужду — они же думают, что там никого нет. Я поначалу их отпугивал фонарем, но потом психанул, собрал вещи и пошел к выезду из Батуми. Когда я шел, меня покусала собака, прям серьезно так. И ты идешь, тебе больно, а делать нечего — не будешь же с ней драться.