Авторские материалы

Мысли вслух: общий холодильник

09:45 / 22.01.16
11270
Мы в социальных сетях:

Вот уже два дня в одной из томских групп во «ВКонтакте» висит трогательное объявление с предложением забрать три баночки пюре — мясного и капустного. Не просроченного, закрытого. И забрать, причем, абсолютно бесплатно. При расходах на поездку туда-обратно в менее чем 40 рублей каждый возжелавший заветные баночки все равно оказывается в выгоде. Однако никто из томичей забирать лишние продукты у молодой мамочки пока не хочет. 

Фудшеринг, как вирус гриппа, нагрянул в Россию в январе, а после грандиозного паломничества обитателей всея Москвы и Подмосковья в Химки на бесплатную раздачу соевого фарша распространился по всем городам. В томской группе пока всего 13 человек, но, думаю, довольно скоро там будут тусить сотни мамочек и студентов. 

Почему будут тусить студенты, понятно: за 34 рубля получить бесплатно что-то вкусненькое при ограниченных расходах — вполне себе вариант. А мамочки? Ну… я просто до сих пор слышу, как звенят банки с детским питанием на кухне моей сестры: дорогая смесь была разрекламирована педиатром, однако ребенка с нее рвало фонтанами. Приторная молочная масса в итоге не пошла даже в кашу и оказалась в мусорке. А ведь могла бы пригодиться другому малышу. И таких историй у каждых родителей наберется множество: ты к дитю со всей душой и ложечкой еды — тебе в лицо пюре фонтанчиком. Не понравилось. И что делать с лишними продуктами? Впихнуть насильно? Или отдать? 

В общей московской группе по раздаче еды довольно весело. Помимо голоднюсеньких студентов и мам, там трутся веганы, любители экзотической кухни и заморских гостинцев. Каждое объявление в таком паблике — как мини-роман. 
«Посмотрите, взгляните на эту чудную полку полную элитных приправ и трав («ништяки с Кипра по мелочи, кофе, мята, сушеный орегано на веточках»), — приглашает одна из участниц. — Заберите все. Не хочу кормить помойку. Хочу кормить людей».

«Раньше любила всякие травяные чаи, но с рождением дочки-аллергика пришлось отказаться, — делится проблемой другая участница. — Раздаю: три упаковки мяты в пакетиках, в одной не хватает нескольких, чай липово-мятный развесной, не очень много, крапива, не пакетики». 

А история одинокого торта-тирамису, так и не дождавшегося своих истинных хозяев, вообще похожа на трагедию. Среди пестрящих объявлений с мамиными оладьями, бабушкиными соленьями, тещиными пирогами, рабочими шоколадками уже притаилась реклама: грандиозную раздачу фарша устроила, к примеру, одна из фирм производителей веганских продуктов. Кстати, о веганах, их, также как и желающих «начать жизнь с понедельника», раздающих все вкусняшки ради будущей фигуры, в группе фудшеринга тоже немало. Да что там: в группе тусят даже одинокие обольстительницы, вынашивающие коварные планы по прикорму мужиков (правда, кого можно прикормить бесплатной едой — еще тот вопрос). 

В общем, идея делиться лишней едой — нужная, полезная, добрая, за исключением одного «но»… С момента образования и до самого последнего дня, пока фудшеринг в России не выйдет из моды окончательно, все желающие поделаться едой будут чувствовать, что что-то идет не так. А все потому, что изначально западную идею в российских реалиях перекосило до неузнаваемости. 

Вместо общегородских холодильников, куда по утрам свозят лишнюю неиспорченную еду, и откуда любой желающий, в том числе бомжи и бедные старушки, может взять, что ему надо, как это делается, например, в Германии, у нас фудшеринг уже превратился в виртуальную лавку. 

Почему-то тем, кто смело выступил за идею делиться едой во имя рационализма и социальной справедливости, приходится рекламировать свою еду, стараться быть дома в нужный час, чтобы запустить незнакомцев к себе домой за заветными бесплатными баночками/упаковками, или, скрепя сердце, переступать порог незнакомых квартир ради приправы с редкой травой. А еще — постоянно оправдываться за то, что твои лишние банки-склянки с огурцами-помидорами достались не бездомным и бедным. Так что, чтобы заниматься добрым делом, придется еще и запастись крепкими нервами.

Екатерина Бухтиярова