Авторские материалы

Мысли вслух: «змеи» на православной ярмарке

19:38 / 20.03.16
8988
Мы в социальных сетях:

С пятницы в Томске проходит православная выставка-ярмарка. По словам организаторов, ее задача — объединить усилия Церкви, светской власти и общества в деле сохранения нравственности и традиционных духовных ценностей. Еще одна задача — помочь монастырям найти благотворителей и помощников. Но, как оказалось, далеко не у всех участников выставки такие благородные цели.

Так как выставка довольно большая и интересная, я хотела сделать о ней небольшой фоторепортаж. С этой целью отправилась туда сегодня. А так как выставка работает еще завтра, то, быть может, этот фоторепортаж привлек бы туда еще больше людей.

Как в райском саду, где все дышит Господом, оказался змей-искуситель, так и на православной ярмарке тоже затесалась своя собственная «змея». Место ее обитания — лоток с продажей авторских ювелирных украшений — кресты, кулоны в виде иконок. Ценников нет — понятно, что все очень дорогое. Конфликт начался в тот момент, когда этот лоток попал в кадр. Вообще в работе журналиста такое бывает, когда попавшие в кадр люди просят удалить фотографию с ними. Обычно в таких случаях журналист может поступить по-разному: либо объяснить, что он имеет право не удалять эту фотографию, либо, если фотография не важная и конфликт тут совершенно не нужен, просто удалить фотографию и пойти дальше. Я решила пойти по второму пути — удалила фото. И, помня, где я нахожусь, извинилась. Решив, что женщина находится в раздраженном состоянии от усталости, я ей посочувствовала. И пошла дальше. Женщина вышла из своего укрытия и побежала за мной. Догнала. Назвала змеей. Заявила, что столько негативной энергии, как от меня, она не видела еще ни от кого на этой ярмарке. Хотя какую негативную энергию может излучать незнакомый человек с фотоаппаратом, не желающий идти на конфликт? Она сфотографировала на телефон меня (я не возражала и попозировала), сфотографировала мое редакционное удостоверение (я его держала ровно и осторожно, чтобы у нее фотография получилось четкой). И продолжила конфликт. Мы разговаривали минут пять или десять. Совершенно ничего друг от друга не добились кроме моего испорченного настроения. Снимать ярмарку дальше я уже не могла — настрой потерян.

Причем хозяйки лотков, которые я снимала до того, как попала к этой женщине, относились ко мне дружелюбно. Очень приятное впечатление оставила монахиня из женского монастыря Калужской Иконы Божией Матери в городе Калуга. Эта милая женщина вышла со своего места, подвела меня к прилавку, показала, с какой стороны фотография получится лучше. Невероятно приятная женщина.

Есть Церковь и ее служители, которые служат Богу и молятся за нас, мирян. Есть монастыри, в которых живут люди, ушедшие от мира, живущие молитвами к Господу за себя и за нас. В монастырях есть люди, которых можно назвать святыми. Среди монахов можно найти настолько духовно богатых людей, что от одного присутствия их рядом захватывает дух. И храмам, и монастырям надо на что-то жить, где-то надо брать деньги, чтобы питаться, чтобы ремонтировать какие-то постройки на территории монастыря, покупать одежду. Поэтому они стараются не только молиться за людей, но и делиться с ними материальными плодами своего труда — например, как на этой ярмарке, продавать мед со своих пасек, расшитые вручную рушники и другие вещи.

А есть те, кто хочет просто заработать на простых мирянах, на их вере. Мастерская авторских ювелирных украшений (не буду указывать ее название) — именно из таких. Плевать они хотели на веру. Они знать не знают, что такое смирение и добродетель, не думаю, что они знают наизусть «Отче наш». Им надо только заработать. Торговка с этого ювелирного лотка прямо об этом сказала: «Мои покупатели — богатые люди». Знаете, есть анекдот про нового русского, покупающего массивный золотой крест «с гимнастом»? Для таких людей все христианские символы — не более, чем популярная линейка украшений. Беспроигрышный вариант. Это бездуховные коммерсанты, зарабатывающие на человеческой вере. И неудивительно, что на лотке этой авторской ювелирной мастерской практически ничего не было продано — люди чувствуют эту злобу.

Для многих людей эта православная ярмарка могла бы стать дверцей, через которую они пришли бы в Церковь. Священники говорят, что в Церковь человек приходит не к людям, которые там собираются, а к Богу. Но мы люди простые, до общения с Богом как с Отцом нам расти и расти, и сначала надо пройти через «двери». И очень грустно, если для кого-то такими дверями окажутся вот такие торгашки крестами.

P.S. Пункт 6 статьи 47 закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»: журналист имеет право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пункт 1 статьи 152 Гражданского кодекса РФ гласит, что согласие гражданина на распространение его фотографии не требуется, если фотография сделана в местах, открытых для свободного посещения или на публичных мероприятиях.

Наталья Чалык