Источник фото: Марат Хамматов/Tomsk.ru
Авторские материалы

Детский сад — рад ты мне или не рад?

15:20 / 28.11.16
7792
Мы в социальных сетях:

Накануне в нашей стране отмечали День матери. А что важнее всего для любой мамы? Конечно, то, чтобы ее ребенок был здоров, в том числе — психологически. Заботы эти обостряются, когда наступает неизбежный детсадовский возраст. Вместе с сопутствующим ему кризисом. Адаптация ребенка в детском саду — период болезненный как для мамы, так и для ребенка. Это период слез, тяжелых подъемов и регулярно повторяющихся болезней. И когда в очередной раз слышишь сквозь рыдания «Не хочу в садик», задумываешься — зачем и ради чего все это? Наш давний автор и молодая (уже дважды) мама Лариса Добрынина взвесила «за» и «против». 

Сегодня у современных мам все чаще возникает вопрос, а нужен ли сад вообще. В советское прошлое таких вопросов не возникало в принципе, мама была важной трудовой единицей, а альтернатив садикам в виде развивающих кружков и школ развития не было. Сегодня многие мамы ставят под сомнение успешность детсадовской системы и предпочитают самостоятельно воспитывать и готовить ребенка к школе.

Единства в родительской среде в этом вопросе нет. Стоить залезть на любой томский форум и посмотреть тему «а нужен ли детский сад» и столкнешься с множеством противоречивых отзывов и историй. Разобраться в этой полемике, а тем более вступать в дискуссию — дело неблагодарное и, пожалуй, бессмысленное. Потому в поисках хоть какой-то объективности я обратилась к людям, которые в силу своих профессий поработали с большим количеством детей и садов. Свои вопросы о нужности детских садов и трудностях, с которыми родители в них сталкиваются, я задала детскому психологу более восьми лет работающему с детьми как в муниципальных, так и в частных садах Любови Новиковой и педагогу-воспитателю обычного томского садика с десятилетним стажем работы Елене Овчинниковой.

Для чего же нужен детский сад? Что он дает ребенку из того, что я не смогу дать ему дома? Вот вопрос, который я первым задала нашим экспертам.

Мнение педагога:

«Для меня как для педагога и для мамы главный фактор, почему ребенку нужен детский сад, — это общение. Общение с детьми и общение со взрослыми. Ни общение дома, ни площадка, никакие развивающие занятия такого общения не смогут дать. Вот смотрите, группа в детском саду — это в среднем 25-30 детей. Детей очень разных по темпераменту, по характеру, из разных социальных слоев, а наша жизнь предполагает, что мы должны пересекаться с разными людьми и найти подход к разным людям, и в этом плане детский сад дает неповторимый нужный опыт для ребенка.

Если мы говорим об общении со взрослыми, то опять же у ребенка, который воспитывается дома, круг общения взрослых ограничен. В детском саду есть и воспитатели, и младшие воспитатели, и различные узкие специалисты: психолог, логопед, музыкальный педагог, административные служащие. Очень много взрослых, с которыми дети общаются изо дня в день.

Кроме того, детский сад воспитывает умение слышать требование взрослого. Так, если младшим деткам мы правила какой-то игры или задание проговариваем пять-шесть раз, то детям в старших группах достаточно уже объяснить один раз, потому что они уже слышат, умеют слушать. Наша задача — передать деток в школу умеющими слышать, там с ними уже не будут играть. На уроках ребенок услышал — выполнил задание, не услышал — не выполнил.

Сад — это все-таки система, режим. Занятия идут по нарастающей, от десяти минут в младшей группе до 20-25 минут в старших. Дети постепенно привыкают и приучаются к этому. Конечно, родители могут сказать, что при посещении развивающих занятий дети тоже всему этому научатся. Но что-то я сомневаюсь, что мама, которая не водит ребенка в детский сад, будет водить его на развивающие занятие каждый день, пять дней в неделю и по два-три раза в день, как это происходит в детском саду. Кроме того, детский сад дает умение не только сидеть и слушать, но и отвечать. Мы помогаем ребенку раскрыться, уметь говорить громко, уметь объясняться, уметь выражать свою мысль в коллективе и не бояться, уметь ошибаться и не бояться этого — это тоже очень важный момент».

Ирина, 28 лет (взято с томского форума): «Я после долгих метаний забрала своего ребенка из муниципального сада. Пару месяцев посидели дома, восстановились и теперь остановились на промежуточном варианте. Ходим в развивающий центр на четыре часа: микросоциум и коллектив есть, занятия — не в пример садовским, где ребенок тихо деградировать начал, психическое здоровье ребенка тоже в порядке. Зато нет воспитателей, которые будут самореализовываться за счет моего ребенка и устраивать армейскую дисциплину».

Действительно, детсадовская дисциплина — это тот момент, за который одни родители хвалят сады, говоря о том, что ребенок стал более послушным, менее капризным, а другие ругают и в ужасе бегут спасать малышей.

Мнение психолога:

«Дисциплина — это очень щепетильная тема, потому что ребенку нужно говорить не о дисциплине, а о границах. Дисциплина — это когда все ходят как в армии, по струнке. Я сталкивалась с такими ситуациями с «возрастными педагогами». Если возраст педагога превышает 40-50 лет, очень часто у них происходит профессиональное выгорание, пропадает чувствительность педагога, чувства отключаются вообще. Они не чувствуют и не видят, что с ребенком происходит, для них важно лишь, чтобы все происходило по их команде, по режиму. В садике так быть не должно. Сад должен помогать ребенку овладеть понятием границ. «Вот так в среде принято делать и так можно, а так нельзя — меня не примут».

Довольно часто я сталкиваюсь с тем, что родители не могут установить эти границы сами. Но они ребенку необходимы. Понимание границ дает ребенку ощущение безопасности. Когда ребенок знает, что есть одни и те же правила, одни и те же повторяющиеся действия, которые ждут его и дома, и в саду, то это для него будет понятно и безопасно. А если ребенок постоянно сталкивается с разными правилами: меняются ли педагоги в саду, или в саду что-то нельзя, а дома — можно, то у ребенка возникают внутреннее противоречие и дискомфорт.

Я таких детей сейчас очень часто вижу и их легко определяю. У них нет эмоциональной устойчивости, у них часто меняется настроение, они остро реагируют на какие-то правила внутри садика или где бы то ни было. Впоследствии это выливается в очень серьезные проблемы. Сегодня это очень острый и актуальный вопрос, который поднимается на всех семинарах. У нас выросло поколение «индивидуальностей», не знающих границ, которые в итоге не могут работать в коллективе. Им надо всегда выделяться, «светиться». Но мы все живем в среде, в которой нужно порой уметь слышать инструкцию, работать в коллективе. И это плохо не только для социума, но и для человека тоже. Он «вываливается из среды», потому ему очень сложно быть во взаимодействии с другими, слишком велико его личное «я».

Конечно, родители могут насытить жизнь ребенка развивающими занятиями и кружками, развивающими центрами на полдня. На поиск достойных уйдет немало времени и денег, и потому этот вопрос для каждого является индивидуальным. Но если все-таки родители решились вести ребенка в муниципальный сад, то и тут возникает масса вопросов и сомнений.

Ольга, 31 год (взято с форума): «Своего старшего сына я отдала в сад в три года восемь месяцев. Адаптация прошла более-менее успешно, и теперь уже готовимся к школе. А младшей дочке только два года, но она изо всех сил рвется в сад, когда приходит за братиком. Ей все там кажется интересным, с плачем уношу ее из группы. И я не знаю — что, ее уже сейчас отводить в сад, что ли?!».

Мнение психолога:

«Я соглашусь с тем, что сад необходим ребенку, но я категорически против посещения садика до трех лет. До этого возраста у детей очень высокая психосоматизация. Дети из-за посещения садика и стрессовой ситуации начинают болеть и сами «создавать» себе эти болячки. Сложно говорить о процентном соотношении, в каких ситуациях виновник частых болезней — инфекция или психосоматика, но я больше сталкиваюсь с болячками именно на фоне психосоматики. Кроме того, когда в этот период происходит отрыв от матери, наблюдается сильнейшая психологическая травма, и на этом фоне рождаются страхи и неврозы».

Мнение педагога:

«Я своих детей отправляла в садик в два года, потому что мне это кажется своевременным, хоть многие специалисты и говорят о трехлетнем возрасте. Но на самом деле, по опыту могу сказать, что адаптация в большей степени зависит не от возраста, а от самого ребенка и его подготовленности к детскому саду. Бывают детки, которые в год готовы оторваться от мамы и спокойно уйти играть с детьми. Важно — насколько контактный-неконтактный ребенок, насколько он самостоятельный. Чем больше ребенок может сам себя занять, обслужить, тем ему будет в садике проще.

Есть дети, которые приходят в сад и боятся к горшку подойти, и ты понимаешь, что ребенок просто никогда и не ходил на горшок. Есть дети, которые приходят в три года и не умеют пережевывать твердую пищу — ну, и как он будет в саду? Он весь день голодный, а кому хочется весь день просидеть голодным… Естественно, он будет плакать: «Не пойду я в этот сад». И ладно, если у тебя одна проблема — ну, не умеешь ты кушать, а все остальное делаешь хорошо, тогда малышу в саду все равно будет легко. А если у него этих проблем много накапливается, то ему не хочется идти в сад. Потому что «мне там плохо, потому что я ничего не умею, я хочу, чтобы это делала мама».

Помимо критики и обсуждения самой системы дошкольного образования, еще одна больная тема родителей — адаптация ребенка в саду. Именно ее болезненность — одна из частых причин отказа от сада. 

Мнение психолога:

«Во-первых, адаптация, плач ребенка, когда его отдают в сад, — это нормально. У меня скорее вызывают тревогу ребята, которые вообще не плачут, а уходят в группу и топчутся весь день, вцепившись в свою игрушку. Для ребенка это действительно свое «горе» — расставаться с домом и мамой, которое ребенок должен «проплакать», и это нормально. И не надо его сильно успокаивать и пытаться переключать. Тут вопрос, скорее, в другом — насколько затягивается эта адаптация. Нормой, или, скажем лучше, «успешной» называется адаптация, если она занимает один-два месяца. Три-четыре месяца — это адаптация средней сложности. Ну а если спустя четыре месяца и больше ребенок все еще плачет, не принимает сад, то тут необходимо обратиться к специалистам-психологам, искать причину и что-то менять.

Есть детки с сильной нервной системой, им адаптация в саду дается легко. Меланхоликам же это дается очень тяжело. В любом случае, мой совет родителям — деток надо готовить к садику заранее, а деток со слабой нервной системой я бы советовала готовить за полгода. Начинайте соблюдать садовский режим. Это дает возможность ребенку восстанавливаться, и в будущем ему будет легче приспосабливаться к детсаду. Обязательно для того, что ребенок понимал, куда он попадет, нужно «играть в детский сад» с игрушками, проговаривая все этапы: мама привела малыша в сад, а теперь ребятишки кушают, а теперь пошли гулять и играть, потом ложатся спать, и вот мама пришла за ребенком, и они пошли домой.

Кроме того, желательно готовить ребенка и к садовской еде. Очень много примеров, когда ребенок отказывается есть в саду кашу или суп, просто потому что мама ему дома это никогда не готовила, и он вообще, например, привык не завтракать. И, конечно, необходимо заботиться о том, чтобы ребенок обладал навыками самообслуживания, которые соответствуют его возрасту. Если еще «памперсный» ребенок пошел в сад, и педагог прикладывает усилия, чтобы приучить его к горшку, то родители тоже должны прикладывать усилия и не снимать с себя ответственность за обучение ребенка самостоятельности.

И еще я бы сказала, что 80 % адаптации зависит от родителей и их настроя. Я сталкиваюсь со сложными адаптациями ребенка и в четыре года, потому что кто-то из родителей сильно тревожится. Порой это связано с их собственными детскими впечатлениями и переживаниями, которые могут быть даже забыты, и которые он даже не осознает. Родитель может ничего даже не говорить, ребенок очень хорошо считывает эмоциональное состояние родителей. Тогда, в первую очередь, надо задавать вопросы себе. Что же такое со мной происходит, почему я так сильно боюсь детского сада? Либо действительно есть объективные внешние факторы, которые вызывают мои сомнения. Либо это мои какие-то личные страхи и переживания детства, которые я когда-то пережила. Можно на эту тему поговорить со своей мамой. Если это проговаривается-рассказывается, страх уходит».

Мнение педагога:

«Конечно, родители боятся, когда приводят ребенка в сад. Ведь они отдают нам самое ценное, что есть в их жизни. И с каждым годом благодаря интернету и негативной информации (редко встретишь информацию, где сад хвалят, распространяют информацию только о том, где что плохое произошло) родительский страх только растет. Как и в каждой профессии, среди педагогов тоже попадаются «лишние люди». Но воспитатель — это такая профессия, которая требует большой отдачи, нужны определенные черты характера, и «лишнее люди» тут не задержатся, себя «не переломишь».

Кроме того, может быть ситуация, когда ребенок не может адаптироваться не просто к садику, а к воспитателю, к группе. Мы же тоже люди, мы не можем всем нравиться, и здесь я бы советовала попробовать сменить группу и воспитателя, или сад. Сейчас часто бывают и в одном саду несколько одновозрастных групп, и все можно решить. Я знаю много примеров, когда ребенок, поменяв воспитателя, группу (порой не один раз), нашел своего педагога, и из садика теперь не вытащить. Понятно, это сложно административно, но все люди, все понимают, идут навстречу, и оно того стоит».

Мария, 36 лет (взято с томского форума): «На мой взгляд, дома невозможно создать постоянный детский коллектив, микросоциум, модель мира, в которой ребенок будет постоянно развиваться. Я ни за что ребенка дома не оставлю, и «развивайки» — это краткосрочный и менее результативный вариант в движении. Важный момент только — найти своего педагога. Чтобы родители и садик (воспитатель) имели общую точку зрения, общие ценности в понимании детства. Тогда будет огромный и важный смысл в хождении ребенка в сад. А если ценности не совпадают, то тогда смысла друг в друге я не вижу».

Легко сказать, и трудно сделать — найти своего педагога. Даже модный развивающий центр — не залог того, что там работают «ваши люди». Что уж говорить о муниципальных садах, где до недавнего времени для педагогов даже не было обязательным профильное образование.

Мнение психолога:

«Сразу понять, подойдет ли вам тот или иной педагог, сложно. Я бы советовала познакомить с педагогом лояльного объективного человека, кто эмоционально не зациклен на садике. Дело в том, что сами родители очень зациклены на детском саде — у них повышенная тревожность, адекватность восприятия зачастую пропадает. Хорошо, если ваша подруга или какой-то другой человек нейтральный придет в сад, пообщается, почувствует атмосферу — просто почувствует, как мне здесь, как меня встретили, как со мной разговаривают. Кроме того, можете пообщаться с педагогом о его представлении о воспитании, задайте ему спорные острые вопросы: как вы реагируете на агрессию ребенка, если он кого-то укусит или ударят его, как реагируете, если ребенок не хочет есть и так далее. Это тоже поможет вам почувствовать, подходит ли вам этот педагог или нет».

Подводя итоги, мне хочется оставить вопрос «нужен ли ребенку детский сад» открытым. Все равно, в конечном счете, каждый решает судьбу своего ребенка сам, а единого рецепта счастья и успеха для всех нет. Да, наши эксперты сошлись во мнении, что детский сад современным детям в том виде, в котором он сейчас существует (пусть не идеальном), необходим. Но и путь самостоятельного воспитания и развития ребенка, естественно, возможен. Правда, он потребует от родителя гораздо больших усилий и временных, финансовых затрат. В любом случае, какой бы путь вы не выбрали, важно оставаться чутким и внимательным как к своему ребенку, так и к педагогам, которым вы его будете доверять.

Лариса Добрынина

А как складывались или складываются сейчас отношения вашей семьи с детским садом? Примите участие в опросе на главной странице Tomsk.ru, а подробнее можно написать в комментариях.