Источник фото: WerbeFabrik/pixabay.com
Интересное

Экологи региона озабочены чрезмерно активным размножением бобров

16:52 / 15.11.17
8477
Мы в социальных сетях:

По последним данным, расчетная численность бобров на территории Томской области, — примерно 11 тысяч особей. Это в три раза больше их оптимальной численности.

На днях в Салехарде прошел ежегодный международный семинар сети SecNet, организованный ТГУ и правительством Ямало-Ненецкого автономного округа. Ученые из России, Великобритании, Норвегии, Финляндии и других стран обсуждали изменения окружающей среды и аномальные состояния погоды, которые наблюдаются зимой в Сибири, Арктике и северной Европе. Впервые в семинаре SecNet участвовали представители коренных народов – саамы, ханты, ненцы, зыряне.

«Аборигены первыми замечают те вещи, о которых мы, ученые, можем не подозревать, и они готовы делиться этим знанием. Вместе с тем, многие процессы, происходящие сейчас в окружающей среде, коренным народам непонятны, и они ждут объяснения от нас — исследователей, — приводят в ТГУ слова руководителя центра превосходства «БиоКлимЛэнд» ТГУ Сергея Кирпотина.

Так, например, охотник и рыбак из Кривошеинского района, где находится исследовательская станция ТГУ «Кайбасово», сообщил ученым об экологической проблеме, спровоцированной бобрами. В последнее время их численность в Томской области резко возросла, но поскольку животные являются краснокнижными, отстрел запрещен. Многие малые реки и старицы, на которых бобры устроили запруды, оказались запертыми. Весной, по большой воде, в них заходит рыба, нерестится, но после спада воды молодь не может вернуться в Обь и гибнет. Режим проточности нарушается, водоемы начинают загнивать.

«Мы измеряли уровень метана и углекислого газа до и после плотины, — рассказывает Сергей Кирпотин. — Оказалось, что после запруды количество СО2 возрастает в сотни раз, уровень метана тоже увеличивается в разы, некоторые притоки просто «парят» вредными газами. Вместе с тем процент кислорода становится в десятки раз меньше, что крайне отрицательно сказывается на экосистеме водоемов».

Однако, как пояснил редакции Tomsk.ru замначальника областного департамента охотничьего и рыбного хозяйства Константин Осадчий, законодательные нормы вовсе не мешают охотникам добывать бобров. Проблема заключается в другом — на эту продукцию упал спрос.

«Проблема перенаселенности бобров касается не только Томской области и не только Сибирского федерального округа. Она стоит по всей стране в целом. Некогда ценный в промысловом отношении зверек стал никому не нужным. В свое время, лет 20 назад, остро стояла проблема повышения численности бобра — и в Томской области, и вообще за Уралом. Большие деньги в это вкладывались – и из федеральной казны, и из областной. Создавались видовые бобровые заказники, в том числе — в Каргасокском районе Томской области. Ну, поднять-то численность мы подняли. Теперь надо бы как-то рационально использовать эти запасы. И вот тут у нас возникла проблема — никому бобр не нужен стал. Бобровые шубы в моде, но никто не берется закупать эти шкурки и обрабатывать. Ни Китай, ни Турция в этом не заинтересованы.

Это никак не связано с тем, что они краснокнижные — в Красную книгу занесен только западно-сибирский подвид бобра. Он обитает на территории Кондо-Сосьвинского заповедника в Тюменской области. На всех остальных территориях у нас обитает европейский вид бобра. Это промысловый зверь. Бобра даже из лимитированного вида уже вывели — лимит на его добычу не устанавливается. Разве что сбор надо заплатить – 60 рублей за одного бобра, но это ерунда. Но тут надо учесть вот что: средний вес бобра — от 18 до 30 килограммов. Вес сырой шкурки может доходить до 10 килограммов. Представляете — за 30-40 километров на своем горбу будет охотник тащить эту шкурку и еще потом обезжиривать ее, чтобы сдать за 500 рублей? Да пропади она пропадом! Самое большое, что он возьмет, — это бобровую струю, и хвост отрубит. Все остальное бросит», — объяснил Осадчий.

Что касается решения проблемы, тут, по словам нашего собеседника, все зависит непосредственно от охотпользователей: «Если они хотят возродить бобровый промысел — пожалуйста, организуйте бригады по добыче этого животного. Я вот год назад поискал в интернете — увидел, что и продают, и покупают мясо бобра, и достаточно дорого. Есть спрос и на бобровую струю. Просто кто-то должен этим заняться. И все пойдет».