Читка пьесы Ивана Вырыпаева недавно прошла в одном городском баре. Мероприятие состоялось в рамках творческого процесса «Открыто». Корреспондент Tomsk.ru посетила это необычное театральное представление, пообщалась с организатором и выяснила, чем классический театр отличается от спектакля вне сцены.

Небольшой бар в центре города, стены, завешанные полиэтиленом, тихая классическая музыка. Перед зрителями хрупкая девушка, актриса ТЮЗа, читает пьесу Ивана Вырыпаева «Июль». Перед началом представления одна из организаторов спектакля — Ольга  предупредила зрителей, что текст содержит много нецензурной лексики, поэтому те, кто не желает выслушивать бранные слова, может выйти. Однако, когда в зале погас свет, ни один из зрителей не покинул своего места.

Спектакль «Июль» в первую очередь необычен тем, что он проходит не на театральной сцене, а в баре. Такова идея организаторов творческого проекта «Открыто», которые устраивают различные «процессы», так они называют художественные постановки вне театральной сцены.

«Мы постоянно стремимся к чему-то новому, в том числе и к новому театру. Сейчас мы не всегда можем включить в репертуар ТЮЗа желаемые пьесы, потому что они  просто могут не собрать нужное количество зрителей. Также нам интересно существование театра вне сцены и кулис», — рассказывает одна из организаторов проекта «Открыто» Ольга Райх.

По ее словам, к каждому «процессу» они подбирают свое определенное место, которое и становится декорацией к спектаклю без работы художника.

«Иногда городские пространства типа бара или музыкальной школы  сами создают подходящую атмосферу для представления без каких-то специальных декораций, инвентаря или освещения. За основу проекта «Открыто» мы берем повседневные пространства, которые в рамках спектакля сами становятся декорациями», — говорит Ольга.

Сейчас организаторы необычного театрального проекта уже делают свои первые шаги на пути к «новому» театру, но еще пытаются понять, насколько к такому готовы томские зрители.

«Многим людям нравится классический вариант театра с занавесом и антрактом. Но когда представление заканчивается, и кулисы закрываются, там же остаются и актеры. Мы же после окончания представления остаемся открытыми для наших зрителей и всегда выходим с ними на диалог, обсуждаем  сами постановки, главных героев, впечатления. Ведь театр должен не только развлечь зрителя, но и научить чему-то. Мы делаем это через открытый диалог», — добавляет Ольга.

Текст пьесы Вырыпаева действительно очень жесткий, заставляющий испытывать отторжение к главному герою — сумасшедшему маньяку, для которого нет ничего святого. Еще большее отторжение вызывает то, что эту пьесу с крепкими русскими матами читает миниатюрная девушка под звуки классической музыки. Однако, несмотря на всю жесткость повествования, зрители понимают, что это пьеса о любви. Хотя, конечно, не о той любви, которую мы привыкли видеть в красивых фильмах.

«Сам автор пожелал, чтобы его пьесу читала именно женщина. Ведь если эту пьесу будет исполнять мужчина, то она прозвучит намного страшнее, а зрителям будет тяжело прочувствовать тот философский и лирический подтекст, полный любви. Также мы уравновесили этот монолог маньяка изящной классической музыкой», — рассказывает организатор.

Эта пьеса была поставлена для того, чтобы напомнить зрителям, что даже в самых последних, низких, аморальных людях есть душа. А этот текст вскрывает в главном герое эту любовь и заставляет зрителей посмотреть на сумасшедшего маньяка не как на преступника, а как на влюбленного человека.

«Одна из наших основных миссий — это культурная тусовка. Чтобы творческие люди на таких «процессах» знакомились друг с другом, и из этих знакомств рождались собственные творческие проекты. Таким образом, каждый месяц мы стараемся организовать новый «процесс» вне театра, чтобы создать в Томске свою богему, и полезные творческие связи», — подытожила Ольга Райх.

Мария Масляева