Если в начале кризиса российские власти говорили, что кризис затронул Россию меньше, чем других, и даже называли ее «островом стабильности в океане кризиса», сейчас риторика высших лиц изменилась. Сейчас президент РФ Дмитрий Медведев говорит, что Россия пострадала от мирового финансового кризиса не меньше, чем другие страны.
«Действительно, нас затронул экономический спад и спад ВВП, который (мы прогнозируем) в этом году составит не меньше чем шесть или, может быть, даже больше процентов. По отдельным позициям, таким как уровень промышленного производства, падение даже существенно выше, то есть это порядка 14 процентов за несколько месяцев», — цитирует слова президента Kremlin.ru. Отметим, прогнозы Медведева совпадают с мнением Минэкономразвития, которое предрекает падение ВВП на 6-8% по итогам года.
Среди основных проблем, вызванных кризисом Дмитрий Медведев также назвал существенный рост безработицы. «У нас сейчас 2 миллиона человек с лишним (2 миллиона 200 тысяч приблизительно человек) зарегистрировано безработных на бирже. Но на самом деле эта цифра, наверное, больше, потому что часть людей не регистрируется. И по методике Международной организации труда мы оцениваем безработицу, может быть, на уровне 6 миллионов или даже, может быть, чуть больше человек, что составляет около 7,5–8 процентов от экономически активного населения в нашей стране. Это такие трудные цифры, на которые Правительство должно реагировать», — рассказал Медведев.
Но, стоит отметить, российский президент по каким-то причинам темнит перед американской аудиторией: официальные данные о безработице явно превышают оценки Медведева. По данным Росстата за I квартал 2009 года, в России было 7,1 млн безработных, то есть 9,5% экономически активного населения. Оценки Международной организации труда (МОТ) еще более пессимистичны: в апреле уровень безработицы в России достиг отметки в 10,2%, составив 7,7 млн человек.
Кроме того, одной из важнейших проблем Дмитрий Медведев назвал изменение курса рубля. «Мы вынуждены были ослабить курс рубля вследствие того, что уменьшилось количество валюты, которая притекает в страну из-за снижения объёма экспорта», — объясняет президент.
Также президент считает, что надо всеми силами пытаться побороть инфляцию. Цифра, к которой стоит стремиться – 5-6% в год. Хотя, отметил Медведев, в этом году такие показатели недостижимы.
Тем не менее, по мнению Медведева, сейчас настал переломный момент. «Сейчас мы, как мне представляется, находимся в такой фазе, когда нужно понять, что будет дальше. Я это имею в виду и в отношении России, и в отношении мировой экономики в целом», — заявил российский президент.
Дмитрий Медведев считает вредной для нашей экономики ориентацию на экспорт сырья. «Поэтому мы в известной мере сегодня являемся заложниками той структуры экономики, которая создавалась на протяжении многих десятилетий. И здесь, конечно, основная задача, задача на будущее – просто изменить эту структуру экономики», — уверен он. Нужно диверсифицировать экономику, которая должна быть основана на инновациях и новых технологиях.
На цены на нефть, в свою очередь, Медведев смотрит с оптимизмом. Коридор в $60-70 за баррель – вполне справедливая цена, по мнению президента. «Некоторые процессы, которые происходят у нас в стране, меня всё-таки настраивают на очень умеренно оптимистический позитивный лад, потому что у нас и инфляция замедлилась, действительно выросли цены на нефть, падение производств в ряде секторов тоже стабилизировалось, теперь эти показатели менее высокие, чем были, безработица больше не растёт такими ударными темпами. Поэтому хотелось бы верить, что это не случайные процессы», — надеется Дмитрий Медведев.
Что касается развития мировой экономики, Медведев продолжает настаивать на создании нескольких резервных валют, которые могли бы стать альтернативой доллару. Это, по мнению президента, поможет быстрее реагировать на изменяющуюся ситуацию в мировой экономике. «Поэтому, как мне представляется, в ближайшем будущем нашей задачей является создание большего количества резервных валют, — заявил Дмитрий Медведев. — На одну из таких резервных валют потенциально мог бы претендовать в качестве региональной резервной валюты и рубль, особенно с учётом того, что у нас есть пространство государств, с которыми мы связаны генетически, связаны исторически, связаны экономиками, связаны массой самых разных составляющих. И в этом смысле я считаю, что рубль мог бы в какой-то момент тоже стать одной из региональных резервных валют». Также российский президент не исключает возможности создания наднациональной валюты.
Дмитрий Медведев считает, что, если не перестроить сами основы мировой экономики, которые опираются, в первую очередь, на США и партнеров, в будущем нас ожидает волна новых кризисов. «Нам сейчас нужно создать более современную, более универсальную рамку, которая будет соединять и американские представления о справедливом устройстве экономики и финансовой системы, и английские представления, и представления других партнёров из Европы, российские представления, китайские представления, индийские представления, — полагает президент. — Только в этом случае мы можем быть уверены, что современное регулирование окажется эффективным. В противном случае нам придётся преодолевать последствия нового финансового кризиса через 5 лет, через 10 лет, потому как мы понимаем: в силу цикличности международной экономики рано или поздно кризисы будут случаться. Вопрос в степени их опасности, вопрос в степени их воздействия на ситуацию в мире». Дмитрий Медведев поделился с американской журналисткой и своими мечтами. «Мне бы хотелось, чтобы экономика России через 10 лет была не просто мощной сырьевой экономикой, а это должна быть экономика, в которой является много новых хороших производств, производств современной техники, различного рода современных технологий, в том числе в области коммуникаций – то, чем, собственно говоря, сейчас занимается весь мир. Но при этом, конечно, мы должны сохранить весь наш энергетический потенциал и потенциал в области машин, который создавался ещё в советский период, потому что эта сфера у нас достаточно сложная, и мы должны туда тоже будем помещать довольно серьёзные инвестиции», — говорит президент.