Основные производственные показатели авиационной отрасли за первые 4 месяца этого года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 20%. Поэтому, как заявил в рамках прошедшей коллегии Росавиации заместитель ее руководителя Олег Клим, "реализация и дальнейшая выработка антикризисных мер в сфере гражданской авиации России является важным фактором стабильного функционирования авиаотрасли"
В условиях роста прошлых лет авиакомпании "сметали" с рынка любую иностранную технику и персонал низкого уровня, считает заместитель министра транспорта Валерий Окулов. В итоге к кризису перевозчики пришли со старым парком техники и сотрудниками, которых необходимо переучивать, пишет "Российская газета".
Сейчас в эксплуатации российских авиакомпаний находится 2665 единиц отечественной техники, из которой только 111 — самолеты нового поколения. Значительную же часть авиаперевозок выполняют 447 иностранных самолетов, которые эксплуатируют наши авиакомпании. Статистика показывает, что дальнейшее развитие воздушной авиации невозможно без обновления парка самолетов.
Три авиакомпании уже успели воспользоваться льготными таможенными пошлинами на ввоз иностранной техники, введенными государством. ЗАО "Авиа менеджмент групп" приобрело в лизинг 8 швейцарских самолетов, ГТК "Россия" приобрела в лизинг 3 американских Boeing-767-300 и до конца года приобретет еще 4 самолета Airbus. АК "Трансаэро" приобрела в лизинг под сниженные пошлины 15 самолетов Boeing.
Но это не сильно облегчило жизнь компаниям. Так, гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова сетует, что ее авиакомпания вынуждена будет выплатить 42% таможенных пошлин и 42% стоимости на обеспечение гарантий по самолету Boeing 737-800, который будет поставлен 1 июня. Она поставила под сомнение правильность действий ФТС и посчитала спорным объяснения таможенной службы, что из-за убытков, которые государству принес альянс AiRUnion ($110 млн), должны страдать другие перевозчики.
Но государство обещает и другую помощь. В частности, было принято постановление, которым утверждены правила предоставления из федерального бюджета коммерческим банкам субсидий в размере 30 млрд рублей на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленного по договору залога в обеспечение кредита на 2008-2009 годы.
Вопрос о субсидировании авиакомпаний достаточно остро прозвучал на коллегии Росавиации. Перевозчики ждут субсидий и опасаются, что не успеют получить обещанное, поскольку срок действия постановления — до сентября 2009 года, а деньги поступают либо с задержкой, либо банки и вовсе отказываются кредитовать авиакомпании.
Но равным для всех компаний распределение госпомощи назвать нельзя. Финансовый директор ФГУП "ГТК "Россия" Кирилл Карнович сообщил, что авиакомпания получила от Банка ВТБ кредит под гарантии государственной корпорации "Ростехнологии" в размере 2,5 млрд рублей. 1,7 млрд рублей были направлены на погашение кредиторской задолженности, а также на совершение платежей, связанных с перевооружением авиапарка.
В свою очередь, по словам начальника службы по связям с общественностью авиакомпании "ЮТэйр" Юрия Мушихина, компания не получила каких-либо средств в рамках постановления N 964 о субсидировании предприятий авиаотрасли. Но, как и другие авиакомпании, "ЮТэйр" участвует во всех процессах по предоставлению субсидий и рассчитывает на положительный результат. В авиакомпании "Сибирь" (бренд S7) также отметили, что пока средств не получали.