Такое мнение высказал председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в рамках XII ежегодного Общего собрания Европейского делового конгресса (ЕДК). По его словам, рынок критически пересмотрел соотношение объемов добычи (в настоящее время и в ближайшем будущем), запасов (существующих и потенциальных), ожидаемого спроса на энергоресурсы и уровня цен на них. Рынок отреагировал на естественное сокращение добычи на существующих месторождениях (около 7% в год) и на сокращение из-за кризиса капитальных затрат в отрасли.
"Таким образом, уровень цен на нефть, который мы видим на рынке в последние недели, около 70 долларов за баррель, – это не техническая коррекция и не случайное колебание, а возвращение к докризисному тренду. Сегодня мы видим, что рынок отразил изменение настроений в экономике. Наблюдаемый нами тренд приемлем для потребителей. Есть достаточно объективных оснований, чтобы цена нефти к концу 2009 года достигла уровня 85 долларов за баррель. Но с другой стороны, структурные изменения на рынке нефти так и не произошли. Он по-прежнему остаётся слишком зависимым от «внеэнергетических» факторов. Кто даст гарантии, что, например, из-за какого-нибудь очередного банкротства в финансовой сфере цена нефти снова не упадёт. А значит, производители не будут инвестировать, исходя из этих ориентиров, пока они не станут фактом," — отметил Миллер.
По его мнению, сложившаяся система ценообразования на нефтяном рынке требует коренного пересмотра. Проблема в том, что сегодня цена определяется не на рынке, собственно, нефти, а на рынке финансовых инструментов, и слишком сильно зависит не от фундаментальных факторов, не от реального спроса и предложения на нефть, а от активности спекулятивных инвесторов.
Дисбаланс в пользу «финансовых» операций на нефтяном рынке привел к тому, что цены на нефть стали в большей степени отражением тенденций рынка капитала, нежели рынка углеводородов. "В последние годы на рынке нефти мы наблюдаем явно завышенную роль «третьих сил», не имеющих отношения ни к производству углеводородов, ни к их потреблению. Исключительно финансовые операции с нефтяными контрактами на бирже привели к тому, что всё большую роль в формировании цены играют не спрос и предложение, и даже не оценка их будущих трендов, а доступность финансовых ресурсов для таких операций и «самочувствие» денежного рынка", — считает председатель правления "Газпрома" .
Одним из сильных средств для ориентации рынка на сделки с физическими объемами нефти могло бы стать преимущественное использование долгосрочных контрактов на поставку нефти, которые — при унификации условий — могли бы заключаться и в рамках биржевых торгов. Создание единой системы долгосрочных контрактов с физической поставкой позволило бы учитывать при формировании цены рост реальных издержек на добычу и транспортировку нефти, позволило бы производителям планировать инвестиции в долгосрочные проекты. Их использование ограничило бы влияние на цены спекулятивного капитала. Такие контракты, на внебиржевой основе, традиционно используются в газовой отрасли и обеспечивают надежные поставки. Система долгосрочных контрактов должна быть поддержана созданием единой платежно-расчетной системы с контролем состава участников, что позволило бы осуществить постепенное вытеснение экономически необоснованных посредников, полагает Миллер.